Page 186 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 186
против, он постарается максимально использовать отведенные для
вступительной беседы 2–3 минуты, чтобы неспешно представиться,
изложить свой план экскурсии, продемонстрировать, что готов учи-
тывать пожелания аудитории. Во вступительной беседе важна отнюдь
не ее информационная нагрузка. Вступление нужно прежде всего для
того, чтобы расположить к себе людей, что существенно для начала
всякого общения. Переход не пауза в экскурсионном общении, а его
продолжение, но уже более интимное, личностное (ответы на вопросы,
беседа с отдельными членами группы). Степень контактности экскур-
совода проявится и в заключительной части экскурсии. Чаще всего она
заканчивается традиционной фразой: «Есть ли вопросы?», – вслед за
которой следуют вопросы и слова благодарности. Между тем, заклю-
чение может стать более содержательным элементом экскурсии, если
экскурсовод постарается придать ему характер финального аккорда.
Заключительная часть – это повод сконцентрировать восприятие на
главном в содержании экскурсии, выделить ее доминанту, обобщить
увиденное и, наконец, вызвать то эмоциональное состояние, с которым
человек покинет музей. Итак, работая со школьником над экскурсией,
очень важно выделить эти элементы вступление и заключение, кото-
рые часто опускаются вовсе.
Показателем предрасположенности экскурсовода к общению с
группой является его владение вопросно-ответным методом, кото-
рый позволяет поддерживать эффект диалога на всем протяжении
экскурсии. Вопросы, обращенные к группе, могут быть прямыми, т.е.
явно подразумевающими ответ участников экскурсии, и косвенными.
Первые чаще всего используются в работе с дошкольниками и млад-
шими школьниками, экскурсия для которых представляет собой почти
непрерывный диалог. В ней экскурсоводу важно организовать актив-
ность детей, в том числе речевую, добиваясь от них умения выслушать
вопрос, дать свои варианты ответов, выбрать правильный, задать свой
собственный.
С более старшими детьми прямой диалог возможен главным обра-
зом тогда, когда экскурсовод формулирует вопрос-задание (например,
он просит сравнить два экспоната и назвать число сходных признаков).
Однако чаще всего вопросы приобретают косвенный характер. Задавая
их, экскурсовод не столько ждет ответной словесной реакции, сколько
старается поддержать тон доверительной беседы. При этом важно, что-
бы юный экскурсовод продемонстрировал готовность признать эруди-
184