Page 184 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 184

Другим столь же актуальным методом организации и, главное, опти-
мизации работы актива является метод игры. Его возможности далеко
не исчерпаны в музейной практике. Жизнь, однако, постоянно дока-
зывает, что не только учение должно соединяться с игрой и трудом, но
и игра с трудом и учением. Одна форма деятельности не сменяет дру-
гую – они сосуществуют в неразрывном единстве, хотя, конечно, соот-
ношения их могут меняться. Поэтому стоит отнестись к игре серьезно,
отказавшись от ее восприятия как пустяка и забавы. Разделим точку
зрения, согласно которой игра – сфера деятельности, обеспечивающая
высокую эффективность и гармоничность развития личности, ее фи-
зическое и духовное здоровье и признаем, что упадок игры (например,
народных праздников) – это серьезное свидетельство общественного
неблагополучия.

   Игра может пронизывать всю деятельность музея или отдельные ее
элементы. Ведь даже создание музея можно превратить в увлекатель-
ную, хотя одновременно серьезную и умную игру. И, конечно, более
широкое использование игровых форм станет стимулом роста музей-
ного актива. <...>

   Экскурсия как вид общения
   В последние десятилетия, в связи с формированием коммуникатив-
ной модели музея, на экскурсию стали смотреть как на специфический
вид общения. Впервые взгляд на экскурсию как особый коммуника-
тивный процесс был обозначен еще в 1970-х гг., но и по сей день тема
экскурсия как общение является главной при обсуждении проблем про-
фессионального мастерства. Эта позиция очень важна для школьного
музея, одна из задач которого – развитие детей, в том числе их способ-
ности общаться с аудиторией, их коммуникабельности, навыков вести
диалог, да и вообще свободно и красиво говорить. <...>
   Характеризуя экскурсию как вид общения, подчеркнем два момен-
та. Экскурсия представляет собой тип ролевого общения, т.к. каждый
участник диалога действует в пределах регламента: определенный
стиль поведения задан и ролью экскурсовода, и ролью экскурсанта.
И, как правило, роли эти выполняются, «играются» охотно. Но одно-
временно с тем, что экскурсия строится по определенному сценарию,
она представляет собой тип прямого общения. Экскурсовод общается
со своей аудиторией непосредственно и имеет возможность коррек-
тировать свои действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение –

                                            182
   179   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189