Page 189 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 189
внимание на историко-краеведческих исследованиях, другие посвя-
щают экспозиции военной тематике, третьи – истории и развитию
народных ремесел и художественных промыслов. На базе школьных
музеев функционируют фольклорные коллективы, театры моды,
кружки и клубы по интересам. Но на чем бы ни была сосредоточена
деятельность актива школьного музея, есть нечто общее, что объе-
диняет ее в процессуальном смысле. За музейными буднями следуют
праздники.
Потребность самовыражения в обрядовом праздничном действе,
сменяющем трудовые (в нашем случае – учебные) будни известна чело-
вечеству с незапамятных времен, сопутствует его истории и известна
каждому народу. Игра и праздник – одна из универсалий человеческой
культуры, сфера деятельности, обеспечивающая высокую эффектив-
ность и гармоническое развитие личности. Игровая праздничная куль-
тура – показатель культурного развития и одна из форм связи поколе-
ний, она многолика и многозначна. Праздник – это один из способов
передачи информации, учебно- тренировочная деятельность, разряд-
ка, отдых, дополнение бытия, общение и свобода, т.е. все то, что так
необходимо человеку. В народных праздниках и обрядах всегда была
велика роль игры, перевоплощения, знаковости, которой наделялись
на этот отрезок времени самые обычные предметы и действия. Их игры
выросли музыка, поэзия, танец, театр.
Итак, игровая праздничная традиция – механизм развития культу-
ры, фактор становления личности, элемент творчества. Самостоятель-
ность, выключенность из обыденного мира, «инобытие» игры создают
питательную почву для саморазвития. Находящийся внутри проце-
дур игрового приобщения к культурному наследию зритель- участник
праздника оказывается включенным в новое коммуникативное про-
странство культуры.
Музейный праздник – это комплексная форма культурно-образова-
тельной деятельности, основанная на различных приемах активиза-
ции аудитории, усиливающих эмоциональное воздействие благодаря
театрализации, игре, применению особой атрибутике, ритуалам. Он
проводится по предварительно разработанному сценарию при участии
актива школьного музея, различных самодеятельных кружков, добро-
вольных помощников. Музейный праздник носит массовый характер,
в нем широко используются музейные предметы и коллекции, он мо-
жет проводиться как внутри школы, так и вне ее стен.
187