Page 187 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 187

цию своих собеседников, формулируя вопросы, например, следующим
образом: «Вы, конечно, помните..?», «Вы скорее всего знаете..?», «Вы,
вероятно, уже догадались...?» и т.д.

   Вопросы к аудитории могут выполнять самую различную функцию.
Главная цель таких вопросов – заострить проблему, иногда озадачить
слушателей и тем самым добиться предельного внимания, соучастия в
размышлениях.

   Основой общения в музее является экспонат, вокруг которого и
строится диалог. Поэтому от экскурсовода требуется умение владеть
приемами показа, всячески подчеркивая приоритет предмета. К ним
следует отнести выбор точки обзора, способность поставить груп-
пу так, чтобы всем все было видно и слышно. Стоит также обратить
внимание экскурсовода-учащегося на то, чтобы он не начинал нового
фрагмента экскурсии, пока не подошла вся группа.

   Внимание аудитории к экспонату будет зависеть, прежде всего, от
отношения к нему самого экскурсовода. Чтобы подчеркнуть приори-
тет зрительных впечатлений, экскурсовод, как правило, должен стоять
к экспонату не спиной, а вполоборота, и при первом упоминании по-
смотреть на него, т.к. это движение непременно повторят экскурсанты.

   Для того чтобы сосредоточить внимание группы на определенном
объекте, добиться конкретности восприятия, можно употребить такой
специфически музейный прием, как создание установки на узнавание.
Специфически музейным его можно считать потому, что осмотр му-
зея вообще в значительной мере связан с феноменом узнавания: здесь
посетитель может впервые увидеть памятник, знакомый по иллюстра-
циям, оригинал рукописи произведения, который знал только по пе-
чатным изданиям, портрет человека, о котором только читал и пр. По-
этому наибольшее впечатление производит на посетителя музея, как
правило, то, что является документальным подтверждением инфор-
мации, известной из других источников. Поэтому профессиональные
экскурсоводы широко используют этот прием, опираясь на знания по-
сетителей, прошлый опыт. Однако узнавание не обязательно должно
быть связано с имеющимися знаниями и прошлым опытом. Иногда
стоит сначала сообщить определенную информацию, а затем вместе с
группой найти ей предметное подтверждение. В этих случаях происхо-
дит возобновление и закрепление информации, выступающей в новых
связях. Однако наиболее эффективно действует прием создания уста-
новки на узнавание тогда, когда экскурсовод исподволь подготавливает

                                            185
   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192