Page 182 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 182

дневники экспедиций, доклады по материалам музея, творческие ра-
боты.

   Создание музея – это непрерывный и даже бесконечный процесс.
Полноценная экспозиция, основанная на коллекции музейных пред-
метов, лишь начало, своего рода первый камень в здании музея. Дол-
госрочная программа поисково-краеведческих исследований – фунда-
мент этого здания. Чем тщательнее будет разработана программа, чем
ближе она окажется к нуждам образовательного учреждения, тем креп-
че и основательнее станет возводимое строение.

   Таким образом, школьные музеи – одно из ярких явлений отече-
ственной культуры и образования, эффективное средство обучения и
воспитания подрастающего поколения. Школьный музей (как и любой
самодеятельный общественный детский музей, созданный при иници-
ативе детей и в результате их исследовательского и творческого тру-
да) – по сути универсальный общественный институт, сочетающий в
себе признаки и функции исследовательского учреждения, обществен-
ного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастер-
ской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитатель-
ного воздействия на разум и чувства подростков. <...>

   Две наиболее яркие особенности школьных музеев:
   1. В большинстве своем это музеи самодеятельные, т.е. создаваемые
не по указке сверху, а по инициативе детей и руководящих ими взрос-
лых, как результат целенаправленной исследовательской и творческой
деятельности. Как правило, такие самодеятельные музеи самые жизне-
способные.
   2. Возникающие как результат практической деятельности дет-
ского сообщества, как микроцентр изучения и сохранения памятни-
ков истории и культуры края, района, города, села, школы и т.д., такие
музеи часто становятся одновременно и творческими центрами воз-
рождения и развития многих духовных традиций.
   Инициатива детей по созданию общественного музея, является яр-
ким овеществленным результатом их исследовательских краеведческих
усилий, нуждается сегодня в пристальном внимании и поддержке – это,
несомненно, в интересах общества в целом. Последнее, на чем хотелось
бы акцентировать внимание, – обеспечение широких возможностей
презентации краеведческой исследовательской и творческой деятель-
ности школьного музея. Это могут быть как внутришкольные презен-
тации в виде музейных акций, выставок, конкурсов, отчетов и т.п., так

                                            180
   177   178   179   180   181   182   183   184   185   186   187