Page 173 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 173

вания музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи)
по-своему помогли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к
истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам иссле-
довательской работы.

   Направления краеведческой работы школы
   Представляется, что сегодня в качестве особенно актуальных следу-
ет выделить три направления: семья, школа, родной край.
   Семья
   Независимо от профиля музея тема семьи должна стать главной в
краеведческой работе школы, особенно если учитывать, что многие
годы это направление краеведческой деятельности находилось если
не в полном забвении, то в основательном небрежении. В силу разных
причин во многих семьях практически не сохранялись архивы пред-
ков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.), а если какие-ли-
бо предметы и хранятся, они не извлекаются на поверхность. Сегодня
чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной
культуры, оказывать помощь в формировании семейных коллекций,
домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к
родному дому (в широком смысле этого понятия). Назовем основные
темы, которые могли бы получить развитие в рамках «семейного на-
правления» краеведческих исследований:
   Родословное древо. Составление простейшей схемы своего рода в
виде родословного древа – посильное дело для любого школьника, даже
младшего возраста. Простейшие методики позволяют обучить иссле-
довательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная
деятельность в этой сфере позволит спасти многие ценные реликвии из
домашнего архива, объединит людей разных поколений.
   Семейные реликвии и предания. Проводя опросы школьников на
эту тему, мы с тревогой обнаружили в числе упоминаемых детьми ре-
ликвий современные игрушки, малозначительные предметы и даже
домашних животных. Усиление внимания к семейному наследию –
важнейшая задача краеведения. Для начала следует выявить и описать
наиболее ценные предметы из семейного наследия: самые различные
документы, свидетельства, награды, письма, интересные предметы до-
машнего быта, о многих из которых можно рассказать интереснейшие
истории. Пока не поздно следует записать рассказы бабушек и дедушек

                                            171
   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178