Page 172 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 172
вида продукции, изготовленной обучающимися в мастерских своей
или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездных
акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников
появляется возможность попробовать себя в таких актуальных ролях,
как коммерческий агент или специалист по маркетингу. Это определяет
перспективу создания подобных музеев в школах, ориентированных на
обучения подобным профессиям.
При выборе того или иного профиля или жанра прежде всего при-
ходится учитывать реальные потребности конкретной школы. Пред-
ставляется очевидным, что чем теснее связан профиль музея со спец-
ификой школы, чем разнообразнее используемые им жанры, тем он
более функционален и востребован, тем шире поле его деятельности,
многочисленнее актив и интенсивнее связь со специалистами и мест-
ным сообществом. В то же время ориентация на специфику школы
является далеко не единственным критерием. В конечном итоге, успех
будет зависеть от инициативы, фантазии и активности тех, кто хочет
делать музей и сотрудничать с ним.
Краеведческая работа в школьных музеях
Ситуацию, характеризующую состояние школьных музеев в послед-
ние десятилетия, можно определить следующим образом:
– музеи во многом утратили образовательные функции;
– значительная часть музеев работает по очень узкой тематике (при-
мерно каждый второй музей посвящен Великой Отечественной войне);
– недостаточное внимание уделяется местной истории, слабо ис-
пользуется потенциал краеведения;
– музеи в своей деятельности во многом ориентируются на «взрос-
лые» музеи, в них не задействованы возможности детского творчества.
Вместе с тем, в последние годы из-за отсутствия идеологическо-
го диктата происходит значительное оживление краеведческой ра-
боты. Появились, казалось бы, навсегда утраченные направления
краеведческих исследований, новые темы. Тем более важно сейчас
на концептуальном уровне, с учетом накопленного многолетнего
отечественного и зарубежного опыта работы школьных музеев по-
пытаться определить пути их развития, оптимизировать их деятель-
ность.
Школа как социальный институт своим главным предназначением
обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формиро-
170