Page 178 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 178

Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учите-
ля-предметники. Географ, например, поможет оформить раздел,
связанный с природой, экономикой края, подберет необходимый
иллюстративный материал, подготовит вместе с детьми схемы и диа-
граммы.

   Хронологические рамки могут быть различными, но минимальный
исторический фон должен присутствовать. Например, на карте же-
лательно показать условную границу расселения славянских племен,
ближайшие местоположения древних курганов, интересные находки
археологов (в том числе клады). Это может быть проиллюстрировано
фотографиями, рисунками указанных мест, натурным материалом.
Источники начала ХХ века и более ранние малодоступны для совре-
менных исследователей. В случае их отсутствия можно воспользовать-
ся литературными и иными источниками, а при необходимости копий-
ным материалом. <...>

   Разнообразие исследовательских методов
   Ограниченность выбора методов сбора информации нередко отри-
цательно сказывается на эффективности краеведческой работы. Пере-
числим главные методы.
   Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают интерес к
различным уголкам своего района. Ребята узнают новое о родных ме-
стах, смогут поделиться увиденным друг с другом. Каждый попытается
определить интересную и перспективную для себя тему исследователь-
ской работы на будущее.
   Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает
основательную базу, без которой невозможно грамотно организовы-
вать краеведческую деятельность.
   Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся ста-
рожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых сле-
дует записывать. Если даже они будут противоречить историческим
фактам, к ним можно относиться как к «легендам», или свидетельствам
того, как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование по-
может в системе собрать обширные сведения по различным вопросам
местной истории, получить своеобразный срез на определенном исто-
рическом этапе.
   Переписка с земляками. Хорошо бы попытаться выявить людей, ко-
торые жили в этих краях, но уехали оттуда. Им будет приятно вспом-

                                            176
   173   174   175   176   177   178   179   180   181   182   183