Page 176 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 176

явление узкотематических школьных музеев, оторванных от действи-
тельности. Такой музей, словно дерево без глубоких корней. Как же
найти оптимальный путь? Отвечая на этот вопрос, будем иметь в виду
следующее.

   Стратегическая задача музея как института социальной памяти – со-
хранять для современников и потомков подлинники, первоисточники,
представляющие историческую, художественную или иную ценность.
Однако, идя по этому, казалось бы, правильному, пути, школьные му-
зеи попадают в своеобразную ловушку. Возможностей создать нечто,
подобное государственному музею – нет. В итоге получается жалкий
слепок с вывеской «Руками не трогать!» Школьному же музею следу-
ет попытаться искать и найти свой путь. Это вовсе не означает отход
от существующих достижений музейной науки. Ее при необходимости
(скорее – по возможности) следует использовать, но главное – в слове
«детский», каковым является музей в школе.

   Посмотрев на него с этой точки зрения, мы увидим две составля-
ющих школьного музея. Первая – традиционная, музейная. В школь-
ном музее, как и в любом другом, собирается основная информация
по истории и природе родного края. Крупными мазками покажите
местную историю на фоне региональной и общероссийской. Не следует
бояться общих мест. Ведь одно из назначений музея – способствовать
учебному процессу. В этом помогут цитаты (повторение – мать уче-
ния), схемы и исторические карты расселения в крае древних людей,
яркие иллюстрации и т.п.

   Вторая – детская, игровая. Поскольку музей детский, попытаемся
ввести в музейную жизнь элемент игры. Например, оформить в сказоч-
ной, игровой манере вводный зал, поставить бабушкин сундук (конеч-
но, предназначенный преимущественно младшим школьникам). В нем
находки – загадочные предметы, накопленные человечеством за многие
столетия своего существования: древний топор, стрела, берестяная гра-
мота, ядро, глиняная игрушка и многое, многое другое. Разумеется, все
это, как правило, копийный материал, сделанный руками детей. Но уже
в этом проявляется детское творчество, способность приобщиться к
тайнам музейных профессий. Плоды этого детского творчества можно
смело вводить в экспозицию. К примеру, рядом с портретом известного
исторического деятеля повесить висит его изображение, созданное со-
временным школьником. Использование значительного числа копий,
объясняющееся отсутствием подлинников, из недостатка в школьном,

                                            174
   171   172   173   174   175   176   177   178   179   180   181