Page 169 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 169
6. Музей-экскурсионное бюро.
7. Музей-игротека.
8. Музейное кафе.
9. Музей-ярмарка.
Прежде чем кратко охарактеризовать каждый из этих жанров,
следует особо подчеркнуть, что едва ли они могут существовать в
чистом виде. Мы выделили их на уровне модельного проектирова-
ния с учетом главной, ведущей характеристики. В реальности каж-
дый школьный музей представляет собой некий конгломерат, синтез
различных характеристик. Вопрос лишь в их иерархии, соразмерно-
сти и соподчинении. С учетом сказанного перейдем к характеристи-
ке жанров.
Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет со-
бой более или менее сложившийся комплекс предметов, малодоступ-
ных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы,
жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализо-
вано, используется преимущественно для проведения экскурсий по
определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный матери-
ал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллю-
страции. В условиях школы такой музей чаще становится фактом пре-
стижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена
минимально.
Этот жанр школьного музея нуждается в наращивании целого ряда
функций. При инициативе руководителя и школьного актива он, несо-
мненно, обладает большими перспективами.
Следующие три жанра уже сейчас четко сориентированы на раз-
витие определенных профильных дисциплин, на расширение опыта,
знаний и умений учащихся в основной или дополнительной сфере об-
разования. Они чаще всего получают развитие в школах, сориентиро-
ванных на ту или иную область знания или жанр искусства.
Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстра-
ивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутству-
ют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой
музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или
в художественных мастерских. Экспозиции может быть также рассре-
доточены по отдельным кабинетам. Все это способствует органичному
включению музея в учебный процесс, а также в сферу дополнительного
образования детей.
167