Page 168 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 168

К школьному музею как типу наиболее близок детский музей, ко-
торый также имеет столетнюю историю развития. Как и школьный, он
обращен к детской аудитории и семье, направлен на развитие ребен-
ка и строит свою деятельность на основе использования интерактив-
ных методик. Последнее подразумевает самое непосредственное взаи-
модействие с предметом, создание фонда материалов, доступных для
тактильного восприятия, использование своеобразных путеводителей
(«творческих заданий», «листков активности», «рабочих тетрадей»),
заменяющих экскурсию. Однако в детском музее преимущественное
внимание уделяется активизации процесса восприятия музейного ма-
териала, тогда как в школьном – вовлечению детей в создание проектов.

   Школьные музеи представляют достаточно богатую профильную па-
литру. Это историко-краеведческие, художественные, народного быта
и культуры, истории школы, образования, наконец, естественнонауч-
ные и технические. Очевидно явное преобладание, в количественном
отношении, музеев военно-исторического профиля (2/3 из них посвя-
щены событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.).

   Однако и специалисты, и сами «пользователи» (по данным социоло-
гического опроса) указывают на большой потенциал и реальную цен-
ность музеев историко-краеведческого профиля в силу возможности
их большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного
образования детей. Особенно перспективным представляется в этом
контексте вовлечение школьных музеев в краеведческую деятельность,
их ориентацию на детско-юношеский туризм.

   Представляется также, что школьный музей должен работать не
только с понятием профиль. Особого внимания сегодня заслуживает
проблема определения жанра как оптимального способа реализации
своей самобытности и своих возможностей на уровне современных
музейных технологий.

   Можно выделить пять жанров, главным критерием определения ко-
торых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс и сферу
дополнительного образования детей:

   1. Музей-экспозиция (выставка).
   2. Музей-мастерская (студия).
   3. Музей-лаборатория.
   4. Музей–клуб, музей-театр.
   5. Музей-адаптационный центр.
   К возможным отнесем:

                                            166
   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173