Page 32 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 32

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

аудитории, которая предполагает выпол-          ный авторский продукт, который должен
нение операций по заданному алгоритму:
1. Моделируем проблемную ситуацию               быть «ощутим» – предметен, но не следует
2. Определяем проблему
3. Формулируем цель                             путать продукт и результат проекта.
4. Обозначаем задачи
5. Прогнозируем результат                       Продукт – это может быть как конкретное
6. Организация и непосредственное
осуществление проектной деятельности;           изделие (портрет слова, стенгазета, стенд в
7. Презентация результатов
8. Рефлексия                                    кабинете русского языка и литературы и
9. Оценивание
                                                т.п.) так и сочинения – творческие работы
        Для успешной организации занятия
с использованием проектной технологии,          ребят, выражающие личное отношения к
необходимо наличие проблемы (не
гипотезы!), которую дети должны                 проблеме и возможные пути ее решения .
сформулировать из проблемной ситуации.
Большинство тем любого школьного                А результат проекта – это анализ дости-
предмета можно «погрузить» в
проблемную ситуацию. Важно помнить,             жения цели. И на это нужно обязательно
что проблемная ситуация должна быть
актуальна, важна, интересна, перспективна       обращать внимание обучающихся.
как для учителя, так и для обучающихся.
                                                Центральной        организующей
        Таким образом, урок-проект, в пер-
вую очередь, отличается наличием про-           структурой класса на уроке-проекте ста-
блемы. Проблема для проекта всегда носит
практический характер, и ее формулировка        новится группа. Атмосфера творческой
должна начинаться с вопроса «Как…?»
или «Каким образом что-то сделать?»,            группы создает условия как для самореа-
«Как организовать …?», «Как заинтересо-
вать…?» и т.д. Нет проблемы – нет дея-          лизации, так и для приобретения коммуни-
тельности.
                                                кативного опыта и опыта принятия совме-
        Далее из проблемы формулируем
цель, существует два способа формулиро-         стных решений.
вания цели: «переводим» вопрос проблемы
в повествовательное предложение; называ-        Урок-проект существенно изменя-
ем «продукт», который будет создан в
процессе решения проблемы.                      ет функцию учителя на уроке:

        Цель – самостоятельно (!) найти          определяющая роль у принадлежит
способ решения проблемы. Учитель может
помочь детям сформулировать проблему,           ему лишь на этапе подготовки : оп-
но способ её решения дети должны пред-
ложить сами. Задачи рассматриваем как           ределение темы, цели проекта, ви-
последовательность «шагов» для достиже-
ния цели. Четко формулируем каждый              дов деятельности, подготовка обо-
«шаг», продумываем возможные промежу-
точные результаты и осуществляем реф-           рудования, печатного материала;
лексию на каждом этапе урока.
                                                 собственно на уроке учитель – по-
        В результате урочной проектной
деятельности должен появиться уникаль-          мощник, модератор, консультант

                                                наблюдает, советует, но не навязы-

                                                вает свою точку зрения, задает це-

                                                лесообразные вопросы в роли уча-

                                                стника проекта,

                                                 обеспечивает плавный логический

                                                переход от одного вида деятельно-

                                                сти к другому, дает сигнал к началу

                                                и окончанию работы, придает необ-

                                                ходимый импульс занятию;

                                                 основной же задачей учителя стано-

                                                вится создание на уроке атмосферы

                                                психологического комфорта и твор-

                                                ческого поиска.

                                                Логика проектного урока в общих

                                                чертах такова: проблемная ситуация –

                                                проблема – цель – продукт – результат –

                                                рефлексия и оценивание результата дея-

                                                тельности и проектного продукта

                                                В качестве примера приведу урок

                                                по развитию речи.

                                                Тема занятия: Сочинение – рассу-

                                                ждение на морально – этическую тему «

                                            32
   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37