Page 32 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 32
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
аудитории, которая предполагает выпол- ный авторский продукт, который должен
нение операций по заданному алгоритму:
1. Моделируем проблемную ситуацию быть «ощутим» – предметен, но не следует
2. Определяем проблему
3. Формулируем цель путать продукт и результат проекта.
4. Обозначаем задачи
5. Прогнозируем результат Продукт – это может быть как конкретное
6. Организация и непосредственное
осуществление проектной деятельности; изделие (портрет слова, стенгазета, стенд в
7. Презентация результатов
8. Рефлексия кабинете русского языка и литературы и
9. Оценивание
т.п.) так и сочинения – творческие работы
Для успешной организации занятия
с использованием проектной технологии, ребят, выражающие личное отношения к
необходимо наличие проблемы (не
гипотезы!), которую дети должны проблеме и возможные пути ее решения .
сформулировать из проблемной ситуации.
Большинство тем любого школьного А результат проекта – это анализ дости-
предмета можно «погрузить» в
проблемную ситуацию. Важно помнить, жения цели. И на это нужно обязательно
что проблемная ситуация должна быть
актуальна, важна, интересна, перспективна обращать внимание обучающихся.
как для учителя, так и для обучающихся.
Центральной организующей
Таким образом, урок-проект, в пер-
вую очередь, отличается наличием про- структурой класса на уроке-проекте ста-
блемы. Проблема для проекта всегда носит
практический характер, и ее формулировка новится группа. Атмосфера творческой
должна начинаться с вопроса «Как…?»
или «Каким образом что-то сделать?», группы создает условия как для самореа-
«Как организовать …?», «Как заинтересо-
вать…?» и т.д. Нет проблемы – нет дея- лизации, так и для приобретения коммуни-
тельности.
кативного опыта и опыта принятия совме-
Далее из проблемы формулируем
цель, существует два способа формулиро- стных решений.
вания цели: «переводим» вопрос проблемы
в повествовательное предложение; называ- Урок-проект существенно изменя-
ем «продукт», который будет создан в
процессе решения проблемы. ет функцию учителя на уроке:
Цель – самостоятельно (!) найти определяющая роль у принадлежит
способ решения проблемы. Учитель может
помочь детям сформулировать проблему, ему лишь на этапе подготовки : оп-
но способ её решения дети должны пред-
ложить сами. Задачи рассматриваем как ределение темы, цели проекта, ви-
последовательность «шагов» для достиже-
ния цели. Четко формулируем каждый дов деятельности, подготовка обо-
«шаг», продумываем возможные промежу-
точные результаты и осуществляем реф- рудования, печатного материала;
лексию на каждом этапе урока.
собственно на уроке учитель – по-
В результате урочной проектной
деятельности должен появиться уникаль- мощник, модератор, консультант
наблюдает, советует, но не навязы-
вает свою точку зрения, задает це-
лесообразные вопросы в роли уча-
стника проекта,
обеспечивает плавный логический
переход от одного вида деятельно-
сти к другому, дает сигнал к началу
и окончанию работы, придает необ-
ходимый импульс занятию;
основной же задачей учителя стано-
вится создание на уроке атмосферы
психологического комфорта и твор-
ческого поиска.
Логика проектного урока в общих
чертах такова: проблемная ситуация –
проблема – цель – продукт – результат –
рефлексия и оценивание результата дея-
тельности и проектного продукта
В качестве примера приведу урок
по развитию речи.
Тема занятия: Сочинение – рассу-
ждение на морально – этическую тему «
32