Page 36 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 36
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
ности региональной культуры и стремится дагогическую задачу. Но, например, для
их транслировать в процессе обучения и музеев взаимодействие с обучающимися
воспитания подрастающего поколения. через организацию проектов еще не стало
повсеместным. По-видимому, имеет смысл
«Физическое измерение» региональ- искать такие проекты, которые будут вза-
ного образовательного пространства пред- имно интересны и системе образования, и
ставимо легче всего. Действительно, суще- системе культуры. Удачным примером ус-
ствует сеть образовательных учреждений пешного и продуктивного взаимодействия
различного типа, которые составляют еди- школы и музея можно назвать проект Ека-
ную систему на региональном уровне. Что- теринбургского музея изобразительных ис-
бы образовательное учреждение восприни- кусств «Я и музей на одной волне».
малось как компонент регионального обра-
зовательного пространства, оно должно не Региональная проблематика проек-
только присутствовать на его территории, тов позволяет раскрыться и детям и колле-
но и транслировать определенные смыслы, гам из музеев. Разработанные нами основы
важные для регионального сообщества. взаимодействия музея и школы можно бы-
Одной из задач сегодняшнего дня можно ло бы кратко представить следующим обра-
назвать трансформацию образовательного зом: есть общая тема (например, «Камне-
учреждения как исключительно «места, где резное искусство Урала»), в рамках которой
обучаются дети» в социокультурный центр определяются направления исследователь-
микрорайона, привлекательного для людей ских проектов, в которых могут быть за-
разных возрастов и удовлетворяющий раз- действованы как школьники, так и студен-
личные потребности через систему допол- ты. Для работы над проектами необходимо
нительных образовательных услуг. Возни- обращение к материалам, которые хранятся
кает вопрос о новых формах и способах в музее (документы, музейные предметы и
взаимодействия с пространством за стена- пр.). Изучение этого материала требует
ми школы, вопрос о педагогизации среды адекватного представления, в том числе и с
на новом уровне и в каком-то ином, чем это помощью электронных информационных
было прежде, качестве. ресурсов. Совместные проекты могут быть
использованы для пропаганды культурного
При этом надо учитывать, что «фи- наследия региона в целом и конкретного
зическое измерение» регионального обра- музея, в частности. Такая работа позволяет
зовательного пространства стремится к рас- не только «задействовать» пространство
ширению: в него включаются учреждения музея, но и осваивать его как ценностно-
культуры, спортивные, и торгово- значимое.
развлекательные центры – все, что состав-
ляет «среду обитания» современного чело- «Ментальное» измерение регио-
века. Соответственно, необходимо искать и нального образовательного пространства
способы взаимодействия с новыми инсти- может быть рассмотрено как совокупность
туциями, вовлекая их в совместную дея- содержания образования (в единстве его
тельность (и в качестве участников творче- знаниевой и ценностно-ориентирующей
ских и социальных проектов, и в качестве составляющих) и технологий, методов и
партнеров, и в качестве площадок для реа- методик, способствующих его усвоению.
лизации социальных инициатив школьни- Для регионального образовательного про-
ков). странства особую значимость приобретают
образовательные проекты, объединяющие
Как известно, в школьной практике учебную и внеучебную деятельность [1].
утвердилось представление о необходимо-
сти «выхода за страницы учебника» и прак- Несмотря на разнообразие учебных
тико-ориентированной деятельности уча- дисциплин, курсов, программ и учебных
щихся. Разнообразные проекты (творче- пособий, посвященных региональному раз-
ские, исследовательские), которые готовят витию, до сегодняшнего дня так и не поя-
школьники, позволяют реализовать эту пе- вилось целостной программы, позволяю-
36