Page 36 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 36

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

ности региональной культуры и стремится         дагогическую задачу. Но, например, для
их транслировать в процессе обучения и          музеев взаимодействие с обучающимися
воспитания подрастающего поколения.             через организацию проектов еще не стало
                                                повсеместным. По-видимому, имеет смысл
        «Физическое измерение» региональ-       искать такие проекты, которые будут вза-
ного образовательного пространства пред-        имно интересны и системе образования, и
ставимо легче всего. Действительно, суще-       системе культуры. Удачным примером ус-
ствует сеть образовательных учреждений          пешного и продуктивного взаимодействия
различного типа, которые составляют еди-        школы и музея можно назвать проект Ека-
ную систему на региональном уровне. Что-        теринбургского музея изобразительных ис-
бы образовательное учреждение восприни-         кусств «Я и музей на одной волне».
малось как компонент регионального обра-
зовательного пространства, оно должно не                Региональная проблематика проек-
только присутствовать на его территории,        тов позволяет раскрыться и детям и колле-
но и транслировать определенные смыслы,         гам из музеев. Разработанные нами основы
важные для регионального сообщества.            взаимодействия музея и школы можно бы-
Одной из задач сегодняшнего дня можно           ло бы кратко представить следующим обра-
назвать трансформацию образовательного          зом: есть общая тема (например, «Камне-
учреждения как исключительно «места, где        резное искусство Урала»), в рамках которой
обучаются дети» в социокультурный центр         определяются направления исследователь-
микрорайона, привлекательного для людей         ских проектов, в которых могут быть за-
разных возрастов и удовлетворяющий раз-         действованы как школьники, так и студен-
личные потребности через систему допол-         ты. Для работы над проектами необходимо
нительных образовательных услуг. Возни-         обращение к материалам, которые хранятся
кает вопрос о новых формах и способах           в музее (документы, музейные предметы и
взаимодействия с пространством за стена-        пр.). Изучение этого материала требует
ми школы, вопрос о педагогизации среды          адекватного представления, в том числе и с
на новом уровне и в каком-то ином, чем это      помощью электронных информационных
было прежде, качестве.                          ресурсов. Совместные проекты могут быть
                                                использованы для пропаганды культурного
        При этом надо учитывать, что «фи-       наследия региона в целом и конкретного
зическое измерение» регионального обра-         музея, в частности. Такая работа позволяет
зовательного пространства стремится к рас-      не только «задействовать» пространство
ширению: в него включаются учреждения           музея, но и осваивать его как ценностно-
культуры, спортивные, и торгово-                значимое.
развлекательные центры – все, что состав-
ляет «среду обитания» современного чело-                «Ментальное» измерение регио-
века. Соответственно, необходимо искать и       нального образовательного пространства
способы взаимодействия с новыми инсти-          может быть рассмотрено как совокупность
туциями, вовлекая их в совместную дея-          содержания образования (в единстве его
тельность (и в качестве участников творче-      знаниевой и ценностно-ориентирующей
ских и социальных проектов, и в качестве        составляющих) и технологий, методов и
партнеров, и в качестве площадок для реа-       методик, способствующих его усвоению.
лизации социальных инициатив школьни-           Для регионального образовательного про-
ков).                                           странства особую значимость приобретают
                                                образовательные проекты, объединяющие
        Как известно, в школьной практике       учебную и внеучебную деятельность [1].
утвердилось представление о необходимо-
сти «выхода за страницы учебника» и прак-               Несмотря на разнообразие учебных
тико-ориентированной деятельности уча-          дисциплин, курсов, программ и учебных
щихся. Разнообразные проекты (творче-           пособий, посвященных региональному раз-
ские, исследовательские), которые готовят       витию, до сегодняшнего дня так и не поя-
школьники, позволяют реализовать эту пе-        вилось целостной программы, позволяю-

                                            36
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41