Page 35 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 35
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
И. Я. Мурзина
г. Екатеринбург
Институт образовательных стратегий
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ:
ОСВОЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
АННОТАЦИЯ. На основе теоретических работ автора о региональном образовательном про-
странстве раскрываются возможности реализации школьных проектов. Одним из результатов
деятельности по освоению регионального пространства становится формирование позитивной
идентичности детей и подростков.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: региональное пространство, проектная деятельность, социокультур-
ный опыт, идентичность
В современной науке все более уко- тает особую наполненность: как физиче-
ское пространство (отдельного образова-
реняется представление об образовании как тельного учреждения и системы учрежде-
ний в целом), как ментальное пространство
специально организованном процессе ос- (как то, о котором мы думаем, и то, что мы
представляем), как символическое про-
воения социального опыта и формирования странство (пространство, населенное смыс-
лами культуры, воплощенными в конкрет-
на этой основе индивидуального опыта ные формы и предметы), как социальное
(пространство социальных связей). Взаи-
учащихся. Результатом взаимодействия со- модействие этих «измерений» и создает по-
ле образования в самом широком смысле.
циального и индивидуального опыта стано- Актуальной задачей образования является
освоение этого пространства школьниками
вится развитие личности, обогащение ее в продуктивной деятельности.
индивидуального опыта, раскрывающее Рассмотрим способы освоения куль-
турного пространства на примере отдельно
творческие возможности. Открытие мира взятого региона.
во всей его полноте, в многообразии связей, Региональное пространство можно
рассматривать в узком и широком смысле.
смыслов, устремлений и попытка найти и В узком смысле – это физическое про-
странство региона. В широком смысле – это
обрести свое место в нем происходит на пространство смыслов, продуцируемых со-
обществом людей, живущих на локальной
протяжении всей жизни человека. Жизнь территории (регион), в процессе их дея-
тельности. Множество самопроявлений че-
человека – это его путь в культуру и его ловека не позволяет определить конечный
«набор» необходимых и достаточных смы-
бытие в культуре. слов, которые обязательно должны быть
выработаны людьми, живущими в регионе.
Мир культуры можно представить Скорее можно определить его доминанту.
как многоуровневые взаимно пересекаю- Она связана с любовью к своему краю и
щиеся пространства: как физическое про- ощущением близости судьбы отдельного
странство (окружающую нас географиче- человека и его малой родины.
скую и предметную среду), как ментальное
пространство (то, о котором мы думаем, и Региональное образовательное про-
то, что мы представляем), как символиче- странство – это единство физических,
ское пространство (пространство, населен- ментальных, символических и социальных
ное смыслами культуры, воплощенными в составляющих, которое опирается на цен-
конкретные формы и предметы), как соци-
альное (пространство социальных связей).
Мир культуры включает в себя мир образо-
вания, в котором школа как учреждение и
знания как необходимый компонент обуче-
ния в школе – значимые, но очень неболь-
шие фрагменты гораздо более широкого
поля.
Мир образования («образовательное
пространство») можно рассмотреть как
микромодель мира культуры, в котором
каждое из «измерений» культуры приобре-
35