Page 35 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 35

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

И. Я. Мурзина

г. Екатеринбург

Институт образовательных стратегий

                             ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ:
                        ОСВОЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

АННОТАЦИЯ. На основе теоретических работ автора о региональном образовательном про-
странстве раскрываются возможности реализации школьных проектов. Одним из результатов
деятельности по освоению регионального пространства становится формирование позитивной
идентичности детей и подростков.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: региональное пространство, проектная деятельность, социокультур-
ный опыт, идентичность

       В современной науке все более уко-        тает особую наполненность: как физиче-
                                                 ское пространство (отдельного образова-
реняется представление об образовании как        тельного учреждения и системы учрежде-
                                                 ний в целом), как ментальное пространство
специально организованном процессе ос-           (как то, о котором мы думаем, и то, что мы
                                                 представляем), как символическое про-
воения социального опыта и формирования          странство (пространство, населенное смыс-
                                                 лами культуры, воплощенными в конкрет-
на этой основе индивидуального опыта             ные формы и предметы), как социальное
                                                 (пространство социальных связей). Взаи-
учащихся. Результатом взаимодействия со-         модействие этих «измерений» и создает по-
                                                 ле образования в самом широком смысле.
циального и индивидуального опыта стано-         Актуальной задачей образования является
                                                 освоение этого пространства школьниками
вится развитие личности, обогащение ее           в продуктивной деятельности.

индивидуального опыта, раскрывающее                      Рассмотрим способы освоения куль-
                                                 турного пространства на примере отдельно
творческие возможности. Открытие мира            взятого региона.

во всей его полноте, в многообразии связей,              Региональное пространство можно
                                                 рассматривать в узком и широком смысле.
смыслов, устремлений и попытка найти и           В узком смысле – это физическое про-
                                                 странство региона. В широком смысле – это
обрести свое место в нем происходит на           пространство смыслов, продуцируемых со-
                                                 обществом людей, живущих на локальной
протяжении всей жизни человека. Жизнь            территории (регион), в процессе их дея-
                                                 тельности. Множество самопроявлений че-
человека – это его путь в культуру и его         ловека не позволяет определить конечный
                                                 «набор» необходимых и достаточных смы-
бытие в культуре.                                слов, которые обязательно должны быть
                                                 выработаны людьми, живущими в регионе.
        Мир культуры можно представить           Скорее можно определить его доминанту.
как многоуровневые взаимно пересекаю-            Она связана с любовью к своему краю и
щиеся пространства: как физическое про-          ощущением близости судьбы отдельного
странство (окружающую нас географиче-            человека и его малой родины.
скую и предметную среду), как ментальное
пространство (то, о котором мы думаем, и                 Региональное образовательное про-
то, что мы представляем), как символиче-         странство – это единство физических,
ское пространство (пространство, населен-        ментальных, символических и социальных
ное смыслами культуры, воплощенными в            составляющих, которое опирается на цен-
конкретные формы и предметы), как соци-
альное (пространство социальных связей).
Мир культуры включает в себя мир образо-
вания, в котором школа как учреждение и
знания как необходимый компонент обуче-
ния в школе – значимые, но очень неболь-
шие фрагменты гораздо более широкого
поля.

        Мир образования («образовательное
пространство») можно рассмотреть как
микромодель мира культуры, в котором
каждое из «измерений» культуры приобре-

                                             35
   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40