Page 31 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 31
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Л. Ю. Матушкина
г. Екатеринбург,
ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский
кадетский корпус войск национальной
гвардии Российской Федерации»
УРОК-ПРОЕКТ: ОТ ЗАМЫСЛА К РЕЗУЛЬТАТУ
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема использования метода проектов в образова-
тельной практике, в частности – организация и технология проведения урока-проекта, приведе-
ны критерии такого урока, представлен опыт работы в данной технологии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектная деятельность, урок-проект, русский язык
Метод проектов имеет свою исто- говорить о методе проектов как о педаго-
рию развития в педагогической науке и гической технологии, то эта технология
практике, о нем можно сказать: «Все новое предполагает совокупность исследователь-
– это хорошо забытое старое». Данный ме- ских, поисковых, проблемных методов,
тод широко использовался в российских творческих по самой своей сути»
школах в 1920-30-е годы, он позволял ре- (проф.Е. С. Полат).
шить задачи, стоящие в тот период перед
образованием. Американская система об- Изучив различные взгляды на дан-
разования уже тогда оценила достоинства ный вопрос в педагогике и методике (тру-
метода проектов и продолжала внедрять ды Е. С. Полат, Н. Ю. Пахомовой,
его в практику. В наших школах, к сожа- В. Ф. Миронычевой, Н. В. Новожиловой и
лению, в силу определенных причин, он др.), мы рассматриваем метод проектов как
был забыт. К счастью, лишь на какое-то педагогическую технологию.
время. Сегодня мы видим, что проектное
обучение в современной образовательной Использование метода проектов как
системе занимает все более и более при- педагогической технологии позволяет реа-
оритетные позиции. Почему? В чем его лизовать личностно-ориентированный,
плюсы ? Как эффективно использовать ме- системно-деятельностный подходы, пре-
тод проектов в образовательной практике? дусмотренные федеральными государст-
Как, наконец, разработать и провести урок венными образовательными стандартами
– проект? В своей статье попробую найти нового поколения, и предполагает сово-
ответы на эти вопросы, предложу возмож- купность приемов, действий обучающихся
ные пути подготовки и проведения уроч- в их определенной последовательности для
ного проекта, учитывая опыт работы по решения определенной проблемы, значи-
данной проблеме. мой для учащихся и оформленной в виде
некоего продукта.
Учеными и практиками под слова-
ми «метод проектов» понимается система В методической литературе исполь-
обучения, при которой обучающиеся при- зуется термин «проектная деятельность»,
обретают знания и умения в процессе пла- под которой чаще всего понимается само-
нирования и выполнения постепенно ус- стоятельная творческая разработка (инди-
ложняющихся практических заданий- видуально или творческой группой) опре-
проектов (Российская педагогическая эн- деленной темы с последующим отчетом о
циклопедия); способ достижения дидакти- результатах проделанной работы. Проект
ческой цели через детальную разработку как особая форма урока и технология его
проблемы, которая должна завершиться проведения разработана недостаточно. Ос-
вполне реальным, осязаемым практиче- тановимся на практической деятельности
ским результатом, оформленным тем или по освоению проекта именно как особой
иным образом (проф. Е. С. Полат ). «Если формы урока.
Мы понимаем под уроком-проектом
такую форму учебного занятия в школьной
31