Page 37 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 37

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

щей включить региональную проблематику          поведения, что, в свою очередь, способст-
в качестве важного компонента в содержа-        вует гражданскому воспитанию современ-
ние образования. Как показал многолетний        ных школьников.
опыт апробации регионального компонента
образования в Свердловской области, нали-               В этом отношении особая роль от-
чие отдельных учебных курсов не позволя-        водится педагогическому взаимодействию.
ет решить задачу подлинного приобщения к        Современная педагогика наработала доста-
региональной истории и культуре, высту-         точно большой арсенал средств организа-
пая, в лучшем случае, информационным            ции учебной деятельности, дающих учаще-
«поводом» для ее изучения. В то время, как      муся возможность не только проявить себя,
использование метода проектов позволяет         но и научиться продуктивному взаимодей-
сделать изучение региона продуктивным и         ствию с товарищами и учителем. Образова-
личностно значимым для обучающихся.             тельное пространство становится тем «по-
                                                лигоном», на котором нарабатываются спо-
        Вопрос о «символическом измере-         собы, формы и средства социального взаи-
нии» регионального образовательного про-        модействия, которые впоследствии стано-
странства чрезвычайно сложен. На наш            вятся основой поведения человека.
взгляд, его можно и нужно рассматривать в
неразрывной связи с ментальным как два                  Размышление над категорией регио-
взаимопроникающих процесса. Задача              нального образовательного пространства
включения человека в пространство куль-         приводит к вопросу о цели, ради которой
туры видится, в том числе, и в понимании и      оно необходимо, о значении, которое оно
освоении им символических «кодов», из           приобретает в современных реалиях жизни.
которых создан текст культуры региона.          Эта цель, пожалуй, единственно возможная
                                                для образования – формирование человека
        С одной стороны, символизация           с позитивной идентичностью.
пространства – процесс, идущий в культуре
постоянно. Освоение среды воспринимает-                 Идентичность – отождествление се-
ся как движение вглубь, к смыслам культу-       бя с определенным человеком, группой,
ры, которые продуцируюся в данных гео-          образцом. Идентичность формируется под
графических координатах на основе опре-         воздействием внутренних и внешних усло-
деленного исторического опыта. В этом           вий. Внутренние условия связаны с миром
случае символическое измерение регио-           личности, с теми смысложизненными ори-
нального образовательного пространства          ентациями, которые для нее характерны,
можно рассмотреть в контексте знакомства        иначе говоря – с миром «Я». Идентичность
с историей региона, официальной символи-        носит ценностно-ориентационный харак-
кой края и его неформальными символами.         тер и может рассматриваться как одна из
Исследовательские проекты школьников в          форм включенности человека в социально-
этом направлении способствуют формиро-          культурное пространство.
ванию не только общеучебных умений, но
и развивают патриотические чувства.                     На формирование самоидентичности
                                                воздействуют различные факторы, среди
        Необходимость включения в образо-       которых особо значимыми нам кажутся
вательное пространство «социального из-         оценки и мнения других людей о человеке.
мерения» очевидна. По сути, мы ведем речь       Внешними характеристиками идентичности
не только о пространстве общественных           могут служить атрибуция данного индиви-
связей, но, шире – пространстве социокуль-      да как принадлежащего к определенной на-
турном, в котором любые взаимодействия          циональной культуре, социальной или про-
есть отражение ценностных установок лич-        фессиональной группе и т.п. (идентичность
ности. Социокультурные проекты как срав-        такого рода можно рассматривать в оппо-
нительно новая образовательная практика         зиции Я–Другой).
позволяют обрести опыт волонтерской дея-
тельности и ответственного социального                  Проектная деятельность по освое-
                                                нию регионального пространства происхо-
                                                дит в деятельности, а ее успешность спо-

                                            37
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42