Page 37 - Проектная деятельность школьников в реализации стратегии воспитания
P. 37
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
щей включить региональную проблематику поведения, что, в свою очередь, способст-
в качестве важного компонента в содержа- вует гражданскому воспитанию современ-
ние образования. Как показал многолетний ных школьников.
опыт апробации регионального компонента
образования в Свердловской области, нали- В этом отношении особая роль от-
чие отдельных учебных курсов не позволя- водится педагогическому взаимодействию.
ет решить задачу подлинного приобщения к Современная педагогика наработала доста-
региональной истории и культуре, высту- точно большой арсенал средств организа-
пая, в лучшем случае, информационным ции учебной деятельности, дающих учаще-
«поводом» для ее изучения. В то время, как муся возможность не только проявить себя,
использование метода проектов позволяет но и научиться продуктивному взаимодей-
сделать изучение региона продуктивным и ствию с товарищами и учителем. Образова-
личностно значимым для обучающихся. тельное пространство становится тем «по-
лигоном», на котором нарабатываются спо-
Вопрос о «символическом измере- собы, формы и средства социального взаи-
нии» регионального образовательного про- модействия, которые впоследствии стано-
странства чрезвычайно сложен. На наш вятся основой поведения человека.
взгляд, его можно и нужно рассматривать в
неразрывной связи с ментальным как два Размышление над категорией регио-
взаимопроникающих процесса. Задача нального образовательного пространства
включения человека в пространство куль- приводит к вопросу о цели, ради которой
туры видится, в том числе, и в понимании и оно необходимо, о значении, которое оно
освоении им символических «кодов», из приобретает в современных реалиях жизни.
которых создан текст культуры региона. Эта цель, пожалуй, единственно возможная
для образования – формирование человека
С одной стороны, символизация с позитивной идентичностью.
пространства – процесс, идущий в культуре
постоянно. Освоение среды воспринимает- Идентичность – отождествление се-
ся как движение вглубь, к смыслам культу- бя с определенным человеком, группой,
ры, которые продуцируюся в данных гео- образцом. Идентичность формируется под
графических координатах на основе опре- воздействием внутренних и внешних усло-
деленного исторического опыта. В этом вий. Внутренние условия связаны с миром
случае символическое измерение регио- личности, с теми смысложизненными ори-
нального образовательного пространства ентациями, которые для нее характерны,
можно рассмотреть в контексте знакомства иначе говоря – с миром «Я». Идентичность
с историей региона, официальной символи- носит ценностно-ориентационный харак-
кой края и его неформальными символами. тер и может рассматриваться как одна из
Исследовательские проекты школьников в форм включенности человека в социально-
этом направлении способствуют формиро- культурное пространство.
ванию не только общеучебных умений, но
и развивают патриотические чувства. На формирование самоидентичности
воздействуют различные факторы, среди
Необходимость включения в образо- которых особо значимыми нам кажутся
вательное пространство «социального из- оценки и мнения других людей о человеке.
мерения» очевидна. По сути, мы ведем речь Внешними характеристиками идентичности
не только о пространстве общественных могут служить атрибуция данного индиви-
связей, но, шире – пространстве социокуль- да как принадлежащего к определенной на-
турном, в котором любые взаимодействия циональной культуре, социальной или про-
есть отражение ценностных установок лич- фессиональной группе и т.п. (идентичность
ности. Социокультурные проекты как срав- такого рода можно рассматривать в оппо-
нительно новая образовательная практика зиции Я–Другой).
позволяют обрести опыт волонтерской дея-
тельности и ответственного социального Проектная деятельность по освое-
нию регионального пространства происхо-
дит в деятельности, а ее успешность спо-
37