Page 76 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 76

Кукленкова Ксения Андреевна,
                                                                     педагог-организатор,

              учитель мировой художественной культуры МБОУ СОКШ № 4,
                                   Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
                                                                            г. Нефтеюганск

                  КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
               РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО
       ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

    В настоящее время в отечественном образовании активно осмыслива-
ется и находит конкретное воплощение в педагогической практике акси-
ологический вектор, рассматривающий образование с точки зрения на-
хождения человеком в соответствующей культурно-исторической среде
личностных смыслов, идеалов, ценностей, ментальных стереотипов. Это,
в свою очередь, актуализирует поиск соответствующих традиционных
моделей российской ментальности и создание педагогических концеп-
ций, основывающихся на преемственной передаче социально-культурного
опыта в рамках национальных традиций в российской образовательной
системе. Речь идет о смене модели рационального знания на вектор куль-
туросообразности и культуротворчества. Одновременно с этим осущест-
вляется поворот от абсолютизации ценностей знаниевой педагогики к
осознанию и реализации в образовательной практике гуманистических и
культурных ценностей.14

    Аналитический обзор исследований, рассматривающих образование в
контексте культуры, показывает, что в основе культурологической образо-
вательной модели лежат следующие концепции:

    • деятельностная (В.Е. Давидович, М.С. Каган, В.С. Леденев), культу-
рологическим инструментом которой выступает деятельность – познава-
тельная, практико-преобразующая, коммуникативная, ценностно-ориен-
тационная, эстетическая;

    • ценностная (А.А. Зворыкин, Г.Г. Карпов, В.Я. Нечаев), представляю-
щая процесс учения как формирование культурных личностных качеств,
отвечающих идеальным характеристикам носителя культуры;

    • диалогическая (М.М. Бахтин, В.С. Библер), направленная на диалог
в едином образовательном пространстве прошлых, настоящих и будущих
культур.15

14 Иванова Т. В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учи-
теля: автореф. дис. докт. пед. наук / Т. В. Иванова. – Волгоград, 2002. – С. 1.
15 Руденко В. Н. Культурологические основания целостности содержания высшего об-
разования / В. Н. Руденко // Педагогика. – 2004. – № 1. – С. 43.

                                            74
   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81