Page 74 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 74
триотическому воспитанию учащихся. Русские пословицы и поговорки,
предания и сказания, былинный эпос дают кадетам возможность узнать и
полюбить русскую культуру, частично понять особенности русской души,
осознать предназначение русского воина – защитника Отечества, почув-
ствовать любовь к своей земле. Через знакомство с творчеством русских
поэтов прививается любовь к родной природе, земле, стране. Литератур-
ное чтение – это и возможность привлечения родителей к процессу обуче-
ния и воспитания, ведь вместе с детьми они читают и обсуждают произве-
дения литературы, помогают им вести «читательский дневник».
С первых уроков обучения грамоте кадеты размышляют о таких цен-
ностных категориях, как труд, добро, и других, например, через работу
над пословицами: «Труд – основа жизни», «Каждый день даётся в дар для
добрых дел» и др. Предмет «русский язык» – также важный инструмент
воспитания уважительного отношения к самому языку как основе на-
ционального самосознания, как явления национальной культуры. Хоро-
шим «воспитательным» подспорьем на уроках русского языка является
правильный подбор дидактического материала: тематических диктантов,
упражнений, состоящих из русских пословиц, поговорок, фразеологизмов,
благодаря которым тренируются навыки правильной письменной речи, а
также формируются моральные и нравственные качества обучающихся.
Большой воспитательный потенциал имеет предмет «окружающий
мир», обращенный к познанию родного края, истории страны. Поиско-
вый характер заданий, а также привлечение родителей к сотрудничеству
позволили детям выполнить исследовательские проекты краеведческой
направленности (альбом «Память моей семьи» – к 70-летию Великой По-
беды, научно-исследовательские работы «В моей семье солдаты были»,
«Король Кедровки» – об улице, названной в честь героя России В. Чечвий),
проектные работы о здоровом образе жизни («Моё увлечение плаванием»,
«Моё хобби – сноуборд»), о бережном отношении к хлебу и труду людей
(«Цена хлебу» и др.).
Многие темы могут быть воспитательными и на уроках математики.
К примеру, в четвертом классе тема урока «Письменный приём деления на
трёхзначное число» посвящена знакомству со знаменитым мореплавате-
лем, первооткрывателем и исследователем восточной части России С. Деж-
невым. Многие математические задачи способствуют расширению круго-
зора учащихся, развитию их познавательного интереса к историческому
прошлому и настоящему нашей страны, так как включают исторические
сведения, поднимают проблемы экологии, обращены к вопросам здорово-
го образа жизни и т.д. Приведем несколько примеров:
72