Page 71 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 71
случае встает вопрос о разумности и действенности кадетских (казачьих)
учебных заведений.
Автором данной статьи был запланирован психолого-педагогический
эксперимент. Проанализировав методики изучения ценностных ориента-
ций, мы определили, что наиболее распространенной в настоящее время
является методика американского психолога М. Рокича, основанная на
прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство за-
ставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, поэтому
данные, полученные с помощью теста Рокича,12 в последующей работе
необходимо подкреплять данными других методик. На первом этапе тес-
тирования автор взял для ранжирования только терминальные ценности
Рокича.
В начальном эксперименте участвовали анонимно кадеты всех трех
курсов. Анализ анкет обучающихся показал, что ценностные ориентации
кадет расположились в иерархической последовательности, и первые ме-
ста в ней заняли именно духовные ценности. Данный факт дает надежду
на то, что традиции казачьей культуры и духовные ориентиры казаков
оказали влияние на выбор кадет. Несомненно, что для получения целост-
ной, а не выборочной картины необходимо оценивать и уровень образова-
ния, уровень общения среди кадет, их отношение к учителям, к взрослому
поколению в целом, отношение к форме, интересы воспитанников и др.
Лишь целостный анализ поможет составить полную картину ценностных
ориентаций кадет.
Что касается объективного влияния традиций казачьей культуры на
кадетов, то автором статьи предусмотрен эксперимент, который заклю-
чается в тестировании кадет, поступивших в сентябре 2016 г. на первый
курс. Итогом станет проведение тестирование в конце первого полугодия
и сравнение результатов двух групп. Также интересно сравнить результаты
тестирования кадет I курса, которые только поступили, и кадет III курса на
выпуске, но в данном случае объективности могут помешать и возрастные
особенности учащихся.
12 Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании:
виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. – 1998. –
№ 1. – С. 13–25.
69