Page 77 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 77
Культурологические основы российского образования ориентируют
на некий образец (константу) российской культуры. Таким образцом для
современного образования стала культура российского казачества. Обра-
щение к казачеству как к феномену истории и культуры в аспекте мето-
дологии обосновывает социальную значимость казачьей идеи в системе
духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Педагогику казачества можно рассматривать как этнопедагогику, обоб-
щающую социальные знания и опыт, которые казачество накопило на
протяжении своего развития как этнокультурная, сословная, субэтниче-
ская группа. И в то же время – это казачья идея-традиция, выражающа-
яся в идеалах, ценностях, смыслах, обычаях и ритуалах казачьего образа
жизни. Педагогика казачества – это направление педагогических знаний
и эмпирического опыта, позволяющее решать многие проблемы духов-
но-нравственного воспитания в системе современного образования. Она
основывается на глубинной российской традиционности. В то же время
её не следует понимать как простое воспроизводство прошлого. Совре-
менная педагогика казачества как инновационная идея, находящаяся на
начальном этапе своего научно-теоретического осмысления и развития,
воплощает в себе синтез традиционного и нового. Её инновационность ха-
рактеризуется появлением новых форм и моделей учебно-воспитательной
деятельности, образованием духовно-воспитательных пространств, опре-
деляющих её значительную социопрактическую направленность.16
Основными идеями педагогики казачества выступают: воспитание под-
растающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, много-
вековой российской традиции народовластия; становление личности сво-
бодного (вольного) человека, укорененного в свою малую родину, культуру
и историю России; воспитание молодёжи в духе патриотизма, становление
в сознании молодёжи психологической готовности к служению Отечеству.
Воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им при-
вивали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному
делу – к защите рубежей своей Отчизны. Воспитание начиналось чуть ли не
с младенческого возраста. Свято соблюдалась заповедь: «Чти отца своего и
матерь твою». Детей учили чтению молитв перед сном, при пробуждении,
до и после принятия пищи. С пяти лет они обязаны были знать молитвы
«Отче наш», «Царю небесный», «Пресвятая Троица» и другие. Подавляю-
щее большинство казаков с малых лет становились глубоко верующими
православными людьми, часть жизни которых становилось добровольное
служение Церкви и Отечеству, готовность защищать Православную Веру и
16 Воспитание подрастающего поколения в традициях и инновациях культуры каза-
чества Юна России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/
pedagogics/00089142_0.html (дата обращения: 15.06.2016).
75