Page 73 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 73
уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры...»,
то есть речь идет не столько об усложнении учебных программ, ориенти-
рованных на сдачу ЕГЭ, сколько о процессе воспитания. Согласно ФГОС
начального общего образования, выпускник начальной школы должен лю-
бить свой народ, свой край и свою Родину, уважать и принимать ценности
семьи и общества, быть готовым отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом, выполнять правила здорового и безопасного для себя и окру-
жающих образа жизни и др.13
Школа – социальный институт, через который проходят все граждане
России, и хотя первые ценностные ориентиры ребенок получает в семье,
их полноценное освоение и присвоение происходит все-таки в образова-
тельном учреждении, в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Развитию духовно-нравственных и гражданских качеств личности спо-
собствуют, на наш взгляд, все учебные предметы начальной школы, а так-
же дополнительные общеразвивающие программы. Этому способствует
в первую очередь учебно-методический комплект «Начальная школа XXI
века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, помогающий педагогу ненавяз-
чиво воспитывать ребёнка, прививая ценности и нормы, принятые в об-
ществе, формируя его будущую гражданскую позицию.
Проиллюстрируем данный вывод опытом практической деятельности
учителя начальных классов.
Формировать личность будущего гражданина удается через содержание
уроков, а также через содержание дидактического материала. Например,
на уроках истории Оренбургского казачьего войска во втором классе каде-
ты читают казачьи сказки, воспевающие смекалку и находчивость (сказка
«Ванюша и Баба-Яга), любовь к Родине («Митяй – казак бесстрашный»),
умение казаков преодолевать житейские трудности («Горе-Злосчастие»), а
в 3-м классе, изучая тему «Образ казака в былинах», кадеты видят перед
собой образцы для подражания: богатырей-казаков, покинувших родной
дом и край для защиты рубежей Отечества.
В четвертом классе на уроках ОРКСЭ нами широко применяется чте-
ние и обсуждение притч, беседы с учащимися, обмен мнениями. К приме-
ру, при изучении темы «Общечеловеческие ценности» кадеты обращают-
ся к собственному опыту, благодаря котором могут ответить на вопросы:
«К чему может привести лживый поступок»? «Как вы понимаете выраже-
ние "обмануть себя"?».
Знакомство с литературным наследием на уроках литературного чте-
ния, несомненно, способствует духовно-нравственному и гражданско-па-
13 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего обра-
зования (утвержден приказом министерства образования и науки РФ 6 октября 2009 г.
№ 373). – М.: Просвещение, 2016. – С. 18.
71