Page 78 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 78
родную землю до самопожертвования. Тем не менее они с уважением отно-
сились к мусульманам, католикам, лютеранам и верующим других обще-
признанных конфессий.17 Казачество в России всегда руководствовалось
Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как
если кто положит душу свою за других». И на протяжении веков казаки
жизнью и подвигами своими подтверждали верность этой истине.
Основой семейного воспитания были положительные примеры боевых
подвигов, безупречной службы деда, отца, родственников, станичников.
Будущих воинов учили не теряться при любых обстоятельствах, находить
выход из любого положения, стойко держаться и выживать в самых труд-
ных условиях, приходить на помощь не только товарищу, но и любому ста-
ничнику в опасную минуту, «не жалеть живота своего за други своя».18
Детям не прощались вранье, грубость, окрики на старших, строго за-
прещались азартные карточные игры, игры с унижением личного досто-
инства. Одной из особенностей казачьего воспитания являлось то, что
каждый старший по возрасту казак, казачка, даже не родственники, могли
не только сделать замечание младшему, но и наказать за проступок. Млад-
шие же с уважением и почтительностью относились к старшим, а при не-
обходимости помогали им по своим силам и возможностям.
Анализ источников показывает, что казачество имело четко определен-
ную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гума-
нистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад,
бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволяв-
шие надежно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность
казачества. Основным направлением деятельности войсковых и окружных
казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, было и остается
патриотическое и нравственное воспитание молодежи, подготовка казачат
к военной службе и защите Отечества. В этом и есть смысл казачьей идеи
и казачьего духа. Таким образом, духовно-идеальный вектор казачьего
мировоззрения конкретизируется в определенном философско-педагоги-
ческом постулате: «Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком
надо быть». Целями такого непрерывного воспитания и самовоспитания
в казачьем социуме выступали образы людей казачьей культуры, напол-
ненные в каждом отдельном случае конкретным культурно-историческим
воспитательным содержанием.
В 2011 г. в кадетской школе г. Нефтеюганска был открыт первый кадет-
ский казачий класс, в котором в настоящее время реализуется программа
17 История казачества с XIII века до наших дней: Традиции семейного воспитания
казачества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://snic.vfmgutu.ru/index.php/
kazachestvo-kak-etnos1/traditsij-vospitaniya (дата обращения: 23.07.2016).
18 Там же.
76