Page 80 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 80
тно, что духовность, нравственность, гражданственность формируются с
первых шагов человека, который научается первоначально любить своих
родителей, позднее – защищать их честь, заботиться о них. Родину мы на-
зываем либо Отечество, либо Родина-Мать, но эти высокие слова выраста-
ют из тех чувств, с которыми мы произносим в детстве такие простые сло-
ва, как «папа» и «мама». Из любви к родителям, своему дому, окружающим
людям вырастает любовь к малой, а затем и большой Родине.
Мы рассматриваем патриотическое воспитание как процесс взаимодей-
ствия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патрио-
тизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриоти-
ческого поведения). Выделяя патриотическое воспитание в относительно
самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отме-
тить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (духовным,
нравственным, трудовым, эстетическим, этическим, семейным и др. воспи-
танием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем
части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи
с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегри-
рует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.
По нашему глубокому убеждению, духовно-нравственное воспитание
(содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, подростка,
молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных
ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека,
межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в
общественной жизни; готовность к свободному выбору пути своего раз-
вития и ответственность за него) есть своего рода патриотизм. У каждого
ребенка должна быть развита совокупность его способностей, чтобы ре-
бенок был творцом развитых форм общения. Отсюда – идея целостного
подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ре-
бенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.
Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень
широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь
к одному виду человеческой деятельности – религиозному. Вместе с тем ре-
лигиозность – это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высоко-
духовных истин (умение быть добрым, милосердным, нравственно уравнове-
шенным, культурным, умение прощать и др.) – это и есть духовность.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отно-
шения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить
свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из силь-
нейших источников духовности является совесть, а проявлением духов-
ности – любовь.
78