Page 69 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 69
которые связаны с системой ценностей. Постепенно в «обществе потреб-
ления» (автор термина – Эрих Фромм) духовные ценности уступают мес-
то материальным. Ребенок с детства нацелен на достижение результатов,
итогом которых обязательно должны стать высокооплачиваемая работа,
дорогая машина и квартира приличной площади. На смену взаимовыруч-
ке, помощи ближнему, уважительному отношению друг к другу приходит
постоянная конкуренция, что важно, не всегда «здоровая». Как отмечает
А. Рязанцев, «настоящее всегда воспринималось в России как находящееся
в состоянии кризиса»,7 и лишь спустя время человечество понимает, что
это и было время расцвета, а не угасания.
В настоящее время Президент и Правительство Российской Федерации
достаточно четко понимают, что одним из залогов успеха, развития и рас-
цвета государства (во внутренних и внешних делах) является правильно
сформированная система ценностных ориентаций. Серьезность сложив-
шейся ситуации подтверждают многочисленные конференции и научные
труды, посвященные этим проблемам. По оценке ООН и ЮНЕСКО, Россия
получила 1,4 балла из 5 возможных по жизнеспособности нации,8 а жизне-
способность нации напрямую зависит от жизнеспособности ценностных
ориентиров. И в этом вопросе вектор развития в большой мере направлен
на современную молодежь.
Несомненно, существует много факторов, влияющих на формирование
системы ценностей и мировоззрение подрастающего поколения. Лидиру-
ющую позицию в этом списке занимает семья, однако многие современ-
ные родители ввиду жизненных обстоятельств и ускоренного темпа жизни
не успевают уделять должного внимания детям. В этой связи на помощь
приходят образовательные учреждения, реализующие Концепцию духов-
но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
авторами которой являются три российских академика: А.Я. Данилюк,
А.М. Кондаков, В.А. Тишков.9 Указанная Концепция является методологи-
ческой основой разработки и реализации федерального государственного
образовательного стандарта общего образования.10
7 Рязанцев А. А. К вопросу о кризисе системы культурных ценностей // Вестник Уд-
муртского университета. – 2010. – Вып. 2. – С. 82.
8 Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Развитие образования в условиях новой системы
ценностей глобального общества // Электронный журнал «Вестник Новосибирского
государственного педагогического университета [Электронный ресурс]. Режим досту-
па: http://e.lanbook.com/view/journal/61677/ (дата обращения: 07.06.2016.).
9 См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
10 Там же. – С. 6.
67