Page 67 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 67
ния (ФГОС), в преподавании иностранного языка как средства иноязыч-
ной межличностной и межкультурной коммуникации чрезвычайно важен
культурологический аспект – приобщение школьников к культуре страны
изучаемого языка, развитие взаимопонимания, толерантного отношения
к проявлению иной культуры, осознание особенностей культуры своей
страны и развитие умения представлять ее в процессе общения средства-
ми иностранного языка.6
Потенциал английского языка используется нами как в урочной, так
и во внеурочной деятельности. В первом случае в педагогической прак-
тике мы опираемся на учебно-методический комплекс Spotlight, работа с
которым позволяет формировать у обучающихся толерантное отношение
к другой культуре и более уважительное отношение к культуре собствен-
ного народа.
Одним из эффективных приемов обучения английскому языку и зна-
комства с культурой других народов является речевая зарядка на основе
пословиц: учащиеся переводят содержание английских пословиц, подби-
рают им русские эквиваленты, составляют с ними различные ситуации.
Это поддерживает интерес к изучению языка, а также знакомит с вечными
мудростями, общими для многих народов:
• A friend in need is a friend indeed. (Друг познается в беде);
• A good name is better than riches. (Гол, да не вор; беден, да честен);
• Wit is better than wealth. (Ум дороже богатства);
• Seeing is believing. (Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать).
Курс английского языка помогает обучающимся и в знакомстве с оте-
чественной культурой. Так на занятиях широко применяется прием ана-
лиза художественного произведения. К примеру, при описании таких ху-
дожественных полотен, как «Morning in the Pine Forest» («Утро в сосновом
бору», И.И. Шишкин), «Bogatyrs», «Ivan Tsarevich on the Grey Wolf» («Три
богатыря», «Иван царевич на Сером Волке», В.М. Васнецов), обучающиеся
не только называют авторов произведений, анализируют изображения на
переднем и заднем планах картин, но и делятся впечатлениями от уви-
денного. Это прием служит развитию кругозора обучающихся, но самое
главное – помогает педагогу в развитии их духовно-нравственных качеств,
основанных на чувстве патриотизма, любви к родине, к родной природе и
к своему народу, национальной гордости за достижения материальной и
духовной культуры своего народа.
Большое внимание на уроках английского языка следует уделять инди-
видуальной и групповой проектной деятельности. Практика показывает,
6 Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козло-
ва, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – С. 12.
65