Page 63 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 63
режлив, казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим
людям, помочь обиженным, делать добро, не ожидая за это благодарности.
В Свердловской области функционирует ряд казачьих кадетских клас-
сов, отрядов и клубов: в городах Заречный, Карпинск, Краснотурьинск,
Невьянск, Нижний Тагил, Полевской, Ревда, Туринск, Реж, Екатеринбург.
Казачьи учебные заведения дают не только общее образование юному по-
колению, воспитывают в них свободную физически и культурно развитую
личность, с осознанием чувства собственного достоинства, любви к Роди-
не. Они, опираясь на обычаи, традиции казачьего общества, прививают
особое трепетное отношение к своей семье, со строгими правилами уваже-
ния к женщине-матери, старшим, преклонением перед памятью предков и
чувством помощи слабому, немощному, больному. Следует отметить тер-
пимость казачества, в основе своей православного, к сохранению элемен-
тов культуры другими народами. Это наглядно проявляется и у Уральского
казачества, для которого характерен многонациональный состав.4 В осно-
ве веры казаков лежит глубокая идея любви к ближнему.
Еще одной характерной особенностью казачьего воспитания являет-
ся воспитание уважения к старшим. Отдавая дань уважения к прожитым
годам, перенесенным невзгодам, наступающей немощи и неспособности
постоять за себя, казаки всегда придерживались заповедей священного
Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца». Обычай
уважения старшего обязывал младшего при появлении старика встать,
снять шапку и поклониться. В присутствии старшего не разрешалось си-
деть, курить, разговаривать. Считалось непристойным обгонять старика,
требовалось спросить разрешение. Слова старшего являлись для младше-
го обязательными. Авторитет родителей был непререкаем, без благослове-
ния родителей дети не начинали никакую работу, не принимали решения
по наиболее важным делам. Развод у казаков в прошлом являлся редчай-
шим явлением.
На наш взгляд, элементы «казачьей педагогики» актуальны для настоя-
щего времени, что следует учитывать при открытии казачьих классов или
учебных заведений, осуществлении подготовки по программам допол-
нительного образования школьников, студентов, а также специалистов в
сфере образования.
В настоящее время государство поддерживает развитие опыта каза-
чества в организации общественно полезных инициатив, направленных
на формирование здорового образа жизни, снижение уровня наркома-
нии, курения, алкоголизма и преступности, создание благоприятных
условий для повышения, улучшение положения семей с детьми, защиту
4 Чугунов С. М. История казачества на Урале / С. М. Чугунов. Оренбург, 2003. – С. 123.
61