Page 62 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 62
чек – к работам по дому и огороду. Таким образом, с раннего детства детей
приобщали к труду, давая этим понять, что труд – это главная обязанность
каждого члена семьи.
В воспитании девочек-казачек тоже сформировались определенные
традиции. Так после замужества семейные обязанности ложились на пле-
чи казачки, а после ухода мужчины на военную службу женщины труди-
лись вдвойне, выполняя и мужскую работу.3 В случае военной опасности
казачка снимала со стены саблю и ружье и дралась насмерть, защищая
детей. Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, высту-
пали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать
укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. В случае, когда главный
защитник семьи отсутствовал или уже погиб, сама казачка становилась
защитницей. Казачки в плен не сдавались. Уважительное отношение к
женщине: матери, жене, сестре – обуславливало такие понятия, как честь
казачки (дочери, сестры, жены). По чести и поведению женщины мерилось
достоинство мужчины.
Семья – святыня брака, всегда являлась основой казачьего общества.
Главой семьи являлся отец. Одна из казачьих заповедей гласит: «Отец! До-
бейся в семье авторитета и взаимопонимания, воспитай детей своих чест-
ными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, бескомпромиссными, преданны-
ми Отчизне, воспитай их казаками и дай достойное образование». Казак
был обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство.
В воспитании подрастающего поколения участвовало все взрослое на-
селение хутора, станицы. Родители воздерживались от выяснения своих
отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почита-
ния его родителей, было только по имени и отчеству. Детям до совершен-
нолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и
вообще в присутствии посторонних. Характерной особенностью являлась
потребность проявить доброту и услугу и своему, и постороннему. За грех
считали отказать в просьбе просящему и в подаянии нищему (считалось –
лучше всю жизнь давать, чем просить). Казаки всегда предпочитали об-
ходиться тем, что есть, но не быть в долгу. За долг считали и проявлен-
ную доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был
рассчитаться тем же. Самым отвратительным пороком в человеке считали
обман.
В уставе казачьих школ, кроме обязательной военной подготовки за-
ложены такие положения: казак верен Отечеству, казак вежлив, казак бе-
3 Удальцова Р. И. Воспитание ребёнка в современной семье. Опыт народной педаго-
гики кубанского казачества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruvesna.ru/
lyudi/1257700379 (дата обращения: 13.09.2016).
60