Page 61 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 61
дых людей на удовлетворение иных, далеко не высоких духовных потреб-
ностей, развивают в них тягу к авантюризму, «экстриму», приключениям,
«геройству», зачастую связанным с преступлениями, конфликтами с об-
ществом, семьей и внутренними конфликтами. В этих условиях воспита-
нием подрастающего поколения должны заниматься не столько школа и
общественные организации, сколько семья.
Между тем современное общество влияет на личность и семью не всег-
да с лучшей стороны, ведь зачастую именно в семье культивируется эго-
изм, расчет, приобретательство, иждивенчество. Современные дети могут
наблюдать и непрочность такого социального института, как семья. Ста-
тистика констатирует высокий процент распада семей и неготовность мо-
лодежи к прочным семейным узам. Так треть детей в России рождается
вне брака, в то время как 30 лет назад вне брака рождался 1 ребенок из
20 детей.1 Современные родители поставлены в трудные условия: или вос-
питывать детей, или зарабатывать на жизнь, упуская при этом духовную
сторону воспитания. Средства массовой информации переполнены наси-
лием, порнографией, жестокостью и другим негативом. Главная задача се-
мьи в этих условиях – научить детей критически осмысливать негативную
информацию, предложить им позитивные примеры для подражания, при-
вить и воспитать образ мышления и поведения, направленный на созида-
ние, творчество, взаимную поддержку.
Казачья семья – социальный институт, базирующийся на традицион-
ных народных ценностях, связанных с особым отношением к вопросам
воспитания детей, отношением к старшим, к родителям, к женщине, си-
ротам и инвалидам. Русская Православная Церковь подчеркивает особую
роль казачьего общества в воспитании патриотизма, отмечая, что казачес-
тво – это не только внешние отличительные символы, знаки, но прежде
всего – особый образ жизни, основанный на верности исконным право-
славным традициям, твердой опоре на духовные и нравственные ценнос-
ти. Именно в казачьей семье формируется личность будущего патриота,
для которого Родина – это тоже семья.2
С младенчества и до 7 лет ребенок в казачьей семье находился под опе-
кой родителей, старших братьев и сестер, с помощью которых познавал
мир. С 7 лет на него уже возлагали посильные работы. Мальчиков приоб-
щали к мужским занятиям – уходу за скотом, заботам о хозяйстве, дево-
1 Удальцова Р.И. Воспитание ребёнка в современной семье. Опыт народной педагоги-
ки кубанского казачества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruvesna.ru/
lyudi/1257700379 (дата обращения: 13.09.2016).
2 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Совета по делам казачест-
ва при Президенте РФ 14 октября 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
kkcby.narod.ru/novosti/patriarh/patriarh3.html (дата обращения: 15.09.2016).
59