Page 219 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 219
вызывают лишь недоумение. Между тем любовь маленького ребёнка – до-
школьника к Родине начинается с отношения к самым близким людям:
отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на кото-
рой он живёт, детскому саду, родному городу, краю. Сошлемся на слова
академика Д.С. Лихачева, который писал: «Если человек не любит хотя бы
изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память
о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им
принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые
улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему го-
роду. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он,
как правило, равнодушен к своей стране».13
Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Что-
бы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетради-
ционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нрав
ственную сферы. Причем необходимо находить такие методы, которые не
казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно
и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием,
раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу сторо-
ны окружающей действительности.
Через изучение истории и традиций предков воспитывается гордость и
уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, кото-
рые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимо-
помощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный
материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие де-
тей. Также стоит знакомить детей с культурой, обычаями и традициями
других народов, формировать к ним дружелюбное отношение.
Наиболее интересные и результативные формы работы с детьми – про-
гулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различ-
ной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.) Прекрасные
возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство малы-
ша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фолькло-
ром России.
Не стоит забывать в общении с детьми о великой русской литературе –
поэзии А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина и
др. Пусть ухо ребёнка приучается с ранних лет к гармонии русского слова,
а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музы-
кальностью и поэтичностью русской речи.
Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняют
границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с
13 См.: Лихачев Д. С. Экология культуры // Москва. – 1979. – № 7. – С. 173–179.
217