Page 215 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 215

очень поверхностно. В учебном плане школы традиционно отсутствуют
учебные дисциплины, которые объясняли бы учащимся сущность, содер-
жание и закономерности формирования их личности. Развитие учащихся
определяется и отслеживается лишь по результатам усвоения знаний по
основам наук.

    В результате поиска путей решения данной проблемы педагогический
коллектив кадетской школы пришел к выводу о том, что оптимальным в
сложившихся условиях решением может стать опора в реализации обра-
зовательного процесса на технологию саморазвития личности, разрабо-
танную в Ярославском институте образования под руководством Г.К. Се-
левко, ставка в которой делается на внутреннюю мотивацию учащихся, на
присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к
самовыражению, самоопределению и введение в учебный план школы от-
дельного учебного предмета – «Самосовершенствование личности», пред-
полагающего целенаправленное и системное обучение детей основам тео-
рии саморазвития личности.11

    Чем более сложна деятельность, тем большая роль должна отдаваться
предварительной теоретической подготовке. Как отмечал Л.С. Выготский,
ряд процессов развития без теоретического осмысления вообще не может
возникнуть (в том числе осознание задач и возможностей самовоспита-
ния, саморегуляции и др.).12

    Курс «Самосовершенствование личности» предназначен для теорети-
ческой ориентировки, методологического осмысления подростком своей
школьной жизнедеятельности, для создания теоретического фундамента
его саморазвития. В нём в систематизированном виде излагаются знания о
человеческой личности, отношениях людей друг с другом и обществом, об
общечеловеческих ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности –
о многом, что необходимо развивающемуся человеку, но чего нет (крайне
мало) в учебном плане и программах массовой школы.

    Курс представляет самостоятельный учебный предмет и реализуется в
5–11-х классах. В учебном плане школы предусмотрены 34 часа в год для
обязательного изучения курса «Самосовершенствование личности» из
расчета 1 учебный час в неделю в каждом классе. Обширный психолого-пе-

11 См.: Селевко Г. К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. – 1995. –
№ 8; Он же. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,
1998. – 256 с.; Он же. Руководство по организации самовоспитания школьников. – М.:
Народное образование, 1999; Он же. Что такое технология саморазвития школьников?
// Народное образование. – 2000. м № 9. – С. 210; Он же. Освоение технологии самораз-
вития личности школьника. – Ярославль: ИРО, 2001. – 78 с.
12 См.: Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Да-
выдова. – М. : АСТ ; Астрель, 2010. – 672 с.

                                           213
   210   211   212   213   214   215   216   217   218   219   220