Page 217 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 217
сы саморегуляции в учебной работе, в поведении, общении. Умения сосре-
доточиться, сохранять уравновешенность, вовремя успокоиться или акти-
визироваться, восстановить энергию во многом определяют успешность
любой деятельности. Саморегуляция может являться, с одной стороны,
средством, способствующим самопознанию и самовоспитанию; с другой
стороны, личностный уровень саморегуляции выступает как творческий
образ жизни, где самопознание, самовоспитание, самоутверждение стано-
вятся средством самоуправления.
Последний раздел курса «Самосовершенствование личности» - «Реали-
зуй себя» (11-й класс) нацелен на то, чтобы помочь будущим выпускникам
подготовиться к важнейшим проблемам, которые поставит перед ними са-
мостоятельная жизнь, преодолению трудностей, формированию у себя го-
товности к социальным отношениям в экономической и духовной сферах.
Занятия в рамках курса «Самосовершенствование личности» имеют свои
организационно-методические особенности и связаны с работой с внут-
ренним миром ребёнка, с его переживаниями, интересами, отношениями.
Построение занятий имеет определенный алгоритм: вводная часть ак-
туализирует имеющийся опыт и житейские знания (в этой части приме-
няются такие упражнения, как «Мозговой штурм», «Ассоциации», а также
используется анализ фрагментов литературных произведений); основная
часть направлена на формирование нового опыта (осуществляется с ис-
пользованием ролевых игр, творческих этюдов); заключительная часть,
включает разработку личной стратегии поведения.
В процессе занятий применяются словесные, наглядные и практичес-
кие методы. Часто используемые методы – беседа и диалог, высказывания
«по кругу», письменные работы учащихся (продолжи предложение, твор-
ческий рассказ, мой выбор и др.), в которых они излагают свои пережива-
ния и мнения откровенно). Записям на занятиях придаётся большое зна-
чение, поскольку перед кадетами ставится задача не оформить рабочую
тетрадь, а написать книгу о самом себе. Её можно дополнить рисунками,
собственными сочинениями. Особое значение придается и игре как эф-
фективнейшему средству социализации ребёнка, его приобщения к нор-
мам и ценностям общества.
Одна из важнейших задач курса «Самосовершенствование личнос-
ти» – подготовка школьников к вхождению в реальную жизнь, к реше-
нию жизненных проблем, управление процессом школьного периода со-
циализации. Важнейшее значение имеет включение в жизнедеятельность
учащихся специально организованные «встреч» с различными социаль-
ными ситуациями – социально-педагогические ситуации-пробы. В таких
ситуациях-пробах ребёнку предоставляется свобода выбора способа со-
215