Page 216 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 216

дагогический материал по проблеме самовоспитания и самосовершен­
ствования личности классифицирован и выстроен Г.К. Селевко на основе
идеи А. Маслоу об иерархии человеческих потребностей школьников и
дидактических соображений. В курсе выделены семь разделов, распреде-
ленных по возрастным ступеням: самопознание – 5-й класс; самовоспита-
ние – 6-й класс; самообразование – 7-й класс; самоутверждение – 8-й класс;
самоопределение – 9-й класс; саморегуляция – 10-й класс; самоактуализа-
ция – 11-й класс. Линейная логика разделов курса опирается на то, что в ка-
ждом возрастном периоде создаются особо благоприятные (сенситивные)
предпосылки для формирования определенных сфер развития личности.

    Открывает курс раздел «Познай себя», представляющий «психологию
и педагогику для себя» на уровне возрастного развития. Процесс самопоз-
нания лежит в основе любого акта самосовершенствования. В дальнейшем
познание себя, анализ и рефлексия образа «Я» пронизывает все разделы
курса, включая 11 класс (в каждом классе предусмотрено расширение
сведений по психологии личности). Основу самосовершенствования лич-
ности составляют процессы самовоспитания и самообразования, которые
рассматриваются в 6-м (раздел «Сделай себя сам») и 7-м классах («Научи
себя учиться»). В 8-м классе (переходный, критический возрастной пери-
од) рассматриваются проблемы самоутверждения подростка в различных
сферах жизнедеятельности (раздел «Утверждай себя»).

    Каждый акт самосовершенствования предполагает в какой-то степени
самоопределение личности, однако в 9-м классе проблема самоопределе-
ния приобретает чрезвычайно актуальный характер: учащиеся должны
сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути, выбор направления
своего профессионального развития. Именно поэтому акцент делается
на профессиональное самоопределение, но важное место отводится и
осмыслению жизненных и духовных ценностей. В разделе «Найди себя»
особое внимание уделяется одной из главных проблем этого возраста –
формированию чувства уверенности в себе и окружающих, чувства до-
стоинства и ответственности за себя и за свои поступки, на основе чего
и протекает процесс самоопределения и составления своего жизненного
плана. Этот раздел помогает школьникам понять себя в период полово-
го созревания, научит правильному формированию чувства взрослости,
социальной активности, когда происходит внутренняя борьба между
«Я хочу» и «Я-надо».

    В 10 классе уровень умственного развития и вся предварительная пси-
холого-педагогическая подготовка учащихся делают возможным переход к
постижению высших уровней самосовершенствования – саморегуляции и
самоактуализации. В разделе «Управляй собой» рассматриваются процес-

                                           214
   211   212   213   214   215   216   217   218   219   220   221