Page 196 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 196
общение ребят к традициям казачества происходит двумя путями: через
участие в работе кружков по изучению быта казаков, боевого искусства,
семейного воспитания, по созданию образцов одежды, инструментов,
предметов декоративно-прикладного искусства, а также через участие в
системе мероприятий (тематические «огоньки», уроки «Мое Отечество»,
«Казаки Оренбуржья»; тематические программы в лагере дневного пре-
бывания «Атаманская сотня», «Казаки из века в век», «Я – казак»; груп-
повые мероприятия: «Разговор о главном», «Моя родина – Россия»). В
летний период для ребят организуется военно-спортивный лагерь, в кото-
ром строгая дисциплина, товарищеская взаимовыручка, ответственность
и самостоятельность, полный распорядок дня, где занятия по военной
подготовке чередуются с различными видами отдыха. Нравятся ребятам
поездки, пешие походы и марш-броски, посещение краеведческих музе-
ев, областного цирка, воинских частей, плавание и верховая езда (джи-
гитовка) – вот далеко не полный перечень дисциплин и мероприятий, по
которым ведутся занятия с казачатами. Программа работы с ними имеет
духовно-нравственную основу и направлена на формирования единого,
сплоченного детского коллектива. Это условие обеспечивается в соответ-
ствии с интересами учащихся, чтобы неизвестное для них новое знание со-
впадало с целью деятельности по формированию духовно-нравственных
качеств личности. В духовно-нравственных традициях казачьей культу-
ры подростки находят примеры культурного общения, опыта творческой
деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям,
знанию. Например, традиционные наказы казакам, уходящим на службу,
заключающие идеи терпимости, гражданственности, патриотизма в класс-
ных коллективах воспринимаются детьми эмоционально и осознаются как
ценность.
Становление коллективной деятельности школьников, объединенных
общей целью, мы фиксировали при создании музея истории казачества,
подготовке и проведении радиопередач «Казачьему роду нет переводу!»,
конкурсов, краеведческих викторин, олимпиад, факультативов и кружков
по изучению казачьего народного творчества (хоровых песен, танцев), во
время встреч с участниками фольклорных ансамблей «Перегода», «Воль-
ница», работы в Internet, библиотеках. На этом этапе воспитание и обуче-
ние органически сливаются в один процесс, в котором ученик выступает
в роли носителя казачьих традиций: стремится рассказать о традициях
казачества в школе, друзьям, родителям, интересуется литературой, про-
изведениями искусства. В коллективных отношениях происходит естест-
венный переход на новые технологии: case-study, развития критического
мышления, технологии повышения мотивационного потенциала образо-
194