Page 193 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 193
История неопровержимо показала, что основным и решающим фак-
тором социальной жизни являются «динамические силы» людей. Люди
могут делать очень многое, если у них есть соответствующие цели, уста-
новки, хорошая социальная организация (достаточно привести примеры
действия динамических сил людей в периоды социально-экономических
реконструкций, единения в защите Отечества). Эти динамические силы,
бесспорно, зависят, в первую очередь, от того, как воспитаны и обучены
люди, насколько они «активны и в какой мере владеют современными фор-
мами и способами коллективной деятельности».2
Основой воспитания в коллективе Ш.А Амонашвили считает творение
счастья каждого из воспитанников: «Воспитание заключается в том, что-
бы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи
граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет непов-
торимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку
личное счастье».3
С учетом состояния современной образовательной среды школы та-
ким средством воспитания и формирования классного коллектива, на
наш взгляд, обосновано использование традиций казачества. Аргументы
в пользу выбора этого средства усиливаются тем, что в условиях роста
национального, патриотического самосознания людей современная пе-
дагогическая наука и практика чаще обращаются к историческим памят-
никам, культурным традициям, в частности, традициям казачества как
средству воспитания подрастающего поколения. Культурные, экологиче-
ские, патриотические, художественно-эстетические, этические ценности
отечественного казачества в комплексе ориентируют учащихся на духов-
но-нравственное совершенствование, на коллективное единство и сплоче-
ние. Наш интерес связан одновременно и с проблемами коллективного
воспитания (в частности, в области нравственных и патриотических тра-
диций отечественного казачества), и становления коллектива как субъек-
та воспитания. Самобытность культуры, традиции являются важнейшим
фактором национального единства и солидарности. Как писал Д.С. Ли-
хачев, то, что сохранила в себе культура в виде традиций, подтверждает
«свою значимость для общества, пользу для личности».
Казачество является хранителем высоких духовных и нравственных
ценностей. В традициях отечественного казачества как средства коллек-
тивного воспитания мы выделяем традицию защиты Отечества и духов-
ную установку. Самобытность народной казачьей культуры базируется на
2 Щедровицкий, П. Г. Материалы школы культурной политики / П. Г. Щедровицкий,
В. Розин. – М., 2003, 2004.
3 См.: Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. –
98 с.
191