Page 195 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 195
Школьный коллектив выступает «средой освоения опыта, накоплен-
ного предшествующими поколениями. Ребенок с поступлением в школу
становится членом многих коллективов. Часть из них он выбирает само-
стоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом классного коллектива он ста-
новится в силу определенных условий и вынужден принимать те правила
взаимоотношений, которые свойственны этому коллективу. Это вовсе не
означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложив-
шимся или складывающимся отношениям, но он не может пренебрегать
ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, который откры-
вает возможности накопления опыта коллективного поведения в позици-
ях не только подчинения, но и противопоставления. В конечном итоге в
коллективе происходит осознание социально ценностных качеств (граж-
данственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная
справедливость), формируются самооценка, уровень притязаний и само-
уважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. При современ-
ной организации всей социальной жизни приходится устанавливать очень
сложные отношения, включая производственные, личные, эмоциональ-
но-волевые, интеллектуальные, которые необходимо достаточно тонко
дифференцировать и строить иногда по отдельности, а иногда вместе друг
с другом. Все это предполагает значительно более широкий набор куль-
турных (эстетических, общественных, эмоциональных, научных, коллек-
тивных и пр.) средств, чем тот, который может дать современная система
воспитания.
Для реализации поставленных задач по формированию классных кол-
лективов на традициях отечественного казачества нами целенаправленно
создавались педагогические условия. Гипотеза заключалась в следующем:
эффективность процесса формирования классного коллектива как инс-
трумента духовно-нравственного воспитания его субъектов зависит, во-
первых, от вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную
в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность; во-
вторых, от такой системы организации и стимулирования, которая объ-
единяет воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.
Процесс формирования классных казачьих коллективов на основе ду-
ховного, физического и нравственного воспитания, культурных традиций
казачества осуществляют грамотные специалисты из числа педагогиче-
ского сообщества в сотрудничестве с казаками «Первого отдела». Основ-
ные направления образовательно-воспитательной деятельности: духов-
но-нравственное, патриотическое воспитание на исторических традициях
оренбургского казачества, углубленное изучение предметов по выбору, об-
щефизическая, огневая и строевая подготовка, песенный фольклор. При-
193