Page 194 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 194

духовности, гармоничном сочетании нравственных, эстетических, интел-
лектуальных ценностях. В основе веры казаков лежит глубокая идея люб-
ви к ближнему, казак готов «положить душу свою за други своя». Казаки
были разных народностей, религий, и объединяло их всех одно – любовь к
родной земле, матери, казачье братство и заповеди.

    Чувство личной веры, «Бог в душе» не мешает жить казакам по законам
общинного братства. Казак умеет ценить свободу превыше всего и храбро
ее защищать. В казачьих традициях заложен высокий духовно-нравствен-
ный коллективный воспитывающий потенциал, который веками нака-
пливали наши предки: в них присутствует любовь и уважение к близким,
родной земле, почитание веры и культуры других народов, ответствен-
ность, сплоченность, взаимопонимание, защищенность, взаимопомощь
и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, «чувство
локтя», гласность и здоровая критика, соревнование. С использовани-
ем традиций казачества в формировании классных коллективов каждый
школьник приобретает полезные качества – нравственность, духовность,
толерантность, патриотизм, через приобщение к богатому историческому
наследию, становится истинным гражданином своей страны и способен
приносить пользу людям и обществу, а главное – способен быть членом
коллектива и в дальнейшем – общества. А традиции казачества – это лишь
средство, инструмент в нашей педагогической работе.

    Полагаем, что в настоящее время формирование классного коллектива
возможно только на основе исторических традиций, благодаря которым
наиболее полно могут быть развиты особенности человеческой личнос-
ти. Никакой метод по формированию классного коллектива и воспитания
в нем школьников не может быть выведен из представления о паре учи-
тель – ученик, а может быть выведен из общего представления об органи-
зации школы и коллектива. Здесь важны четкая система обязанностей и
прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива, сис-
тема перспективных линий, методика параллельного действия, отношения
ответственной зависимости, принцип гласности, направленные на то, что-
бы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие,
защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную
потребность движения вперед,4 а также построение целостного педагоги-
ческого процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников,
активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллек-
тивом, идея направленного развития у ребенка субъектной позиции.5

4 См.: Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М.: Просвещение, 1988. – С. 97–108.
5 См.: Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971. – С. 25,
215; Сухомлинский о воспитании. – М.: Издательство политической литературы,
1973. – С. 188–204.

                                           192
   189   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199