Page 197 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 197

вательной среды, технологии самопрезентации и формирования субъ-
ектной позиции. Коллективом можно называть группу людей высокого
уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятель-
ностью, коллективистической направленностью. Самое существенное ка-
чество группы – уровень ее социально-психологической зрелости. Именно
высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое
социальное образование, новый социальный организм – в группу-коллек-
тив.

    Можно утверждать: культурные традиции казачества позволяют раз-
двигать границы выбора, а в коллективной деятельности школьники сами
могут найти ответы на волнующие их вопросы, овладевают способами
ведения диалога, дискуссии, умениями рефлексии. Мы отмечали: когда
расширялся круг общения с людьми – носителями культуры, обычаев и
традиций казачества, обогащались чувства ребят. Не только переживались
радость, торжество, но были огорчение, неуверенность, временная оби-
да. Находясь в поле такого духовно-нравственного напряжения, каждый
учился в коллективе самоопределению, выработке жизненной позиции,
терпимости к иному мнению. Система отношений определялась разумным
сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять лич-
ное общественному.

    Как мы видим, основным механизмом совершенствования классного
коллектива становилось «со-бытие» (М.М. Бахтин) учеников и педаго-
гов-казаков, в котором ключевым технологическим моментом является
сотворчество, доверие (В.Г. Рындак). Объективно это – деятельность пе-
дагога – носителя рефлексивного профессионализма (Л.Б. Соколова), на-
правленная на совместное с учеником создание условий для саморазвития
в учениках коллективистских качеств. Во многих случаях для организации
и осуществления какого-либо действия создавались временные коллек-
тивные органы. В них входили школьники, которым первичный коллектив
поручал планирование, распределение поручений, проверку исполнения
и другие управляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его
организующим центром выступал актив, обладающий потенциалом куль-
туры коллективной деятельности, каждый человек в коллективе осваива-
ет роль лидера-организатора, подчиненного-исполнителя, сохраняющих
стиль, тон и традиции коллектива. Объединенные единством цели и де-
ятельности, они все вступали в определенные отношения ответственной
зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех
членов коллектива.

    В настоящее время кадетское казачье образование в Оренбургской об-
ласти проходит сложный и ответственный этап, необходимо приложить

                                           195
   192   193   194   195   196   197   198   199   200   201   202