Page 191 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 191

тельности. Так как воспитание личности ребёнка происходит непрерывно
(дома, во внеурочной деятельности, на перемене), то среди перечислен-
ного особую сложность представляет собой процесс воспитания кадетов
в учебной деятельности, так как дети не воспринимают воспитательные
задачи на уроке как главные.

    Иногда ученик выполняет требования учителя, рассуждает на нравс-
твенные темы, но его развитие остаётся на том же уровне. В других услови-
ях нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих
отношениях к товарищам, к самому себе, к родителям, учителю, школе.
Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего
поведения и взглядов. Это означает, что ученик встал на путь нравствен-
ного совершенствования. Ему нужно дать возможность выразить себя,
свои взгляды, отношения, оценки. Чем чаще эта возможность реализуется,
тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей. Поэ-
тому, определив вид воспитательной задачи на данном уроке, следует най-
ти то качество личности, для формирования которого наиболее подходит
изучаемый учебный материал. Чем более сильное впечатление произведёт
на ученика учебный материал, тем сильнее тенденция к формированию
качеств личности, тем результативнее воспитательный процесс. Наиболее
благоприятным в этом плане является учебный материал предметов гума-
нитарного цикла (чтение, русский язык, история и т.д.).

    На этих уроках дети имеют возможность самовыражения, и в этом слу-
чае можно отследить сформированные у детей представления и закрепить
их. Принимая во внимание особенности формирования самооценки у уча-
щихся, на уроках создаются ситуации, при которых ученики должны за-
думаться о том, насколько их собственный внутренний мир согласуется с
общечеловеческими ценностями. Таким образом, на уроках решаются не
только образовательные задачи, но и происходит воспитание доброты, от-
зывчивости, сострадания, т.е. происходит воспитание личности ребёнка.

    Государство испытывает большую потребность в образованных, кон-
курентоспособных молодых людях, достойных граждан страны, по плечу
которым решение широкомасштабных задач. Однако нравственные осно-
вы, деловые качества, личности закладываются уже в школе, поэтому ос-
новная задача педагогов и воспитателей – помочь ребёнку в личностном
развитии, в его самореализации и саморазвитии.

                                           189
   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195   196