Page 190 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 190

битва хоров и т.д.); стихийные события, которые не планируются заранее;
события, актуальные в данной ситуации, проектируемые в соответствии с
конкретными воспитательными задачами

    Коллектив кадетского корпуса в своей работе руководствуется идеей
психолого-педагогического сопровождения событий жизни кадета в про-
цессе его взаимодействия с воспитывающей средой. Оно представляет
собой процесс, содержащий комплекс целенаправленных психолого-пе-
дагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в данное
событие и стимулирующих его развитие на основе рефлексии происходя-
щего.

    Понимание воспитания как процесса присвоения общечеловеческих
ценностей в сочетании с представлением о гармоничном развитии лич-
ности в процессе ее развития позволяет определить два способа организа-
ции воспитания в кадетском корпусе. Первый из них состоит в усвоении
воспитанником предъявляемых ему в готовом виде идеалов, норм, правил,
которые, по замыслу педагогов, должны у него сформироваться. В таком
контексте используются следующие методы воспитания: приказы, распо-
ряжения, требования. Однако наряду с этим требуется смысловая перера-
ботка содержания указанных правил и требований самим воспитанником.
Здесь вступает в силу второй способ организации воспитания, предпола-
гающий стимулирование самостоятельной деятельности ребенка по по-
иску, определению варианта поведения, общения, выражения отношения,
связанного с изменением условий, появлением нестандартной ситуации.

    Именно через такие ситуации осуществляется самоопределение и само-
реализация личности, приобретение ею опыта принятия самостоятельного
решения и несения ответственности за него. Здесь в арсенале воспитателя
должен быть иной набор методов: совет, рекомендация, консультация. Оба
способа не исключают, а дополняют друг друга, поскольку в основе того
и другого подхода лежит уважение к личности воспитанника, признание
ее уникальности и неповторимости. Организационных форм выражения
этих подходов множество, и их выбор зависит от профессионализма пе-
дагогов.

    По мнению современных ученых и практиков, сущность воспитания
человека определяют ценности. Именно ценности и формирование цен-
ностного отношения к Миру в широком смысле представляют собой со-
держательное ядро и стратегическую направленность воспитания. Отсюда
главная задача воспитания состоит в том, чтобы помочь растущей лично-
сти осуществить сознательный выбор общественных ценностей и сформи-
ровать на их основе устойчивую, непротиворечивую систему ориентаций,
способную обеспечить саморегуляцию и мотивацию ее поведения и дея-

                                           188
   185   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195