Page 189 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 189
приводят в настоящее время к тому, что воспитательные потенциалы сре-
ды не используются в полной мере для социального самоопределения и
самореализации учащихся.
В нашем кадетском корпусе воспитывающая среда адекватна специфи-
ке образовательного процесса, в процессе педагогической деятельности
реализуется субъектно-дифференцированный подход. Данный подход пе-
дагоги и воспитатели реализуют следующим образом: насыщают воспи-
тывающую среду ценностным содержанием, основанным на культурно-
исторических традициях воинства; включают кадетов в содержательную,
отвечающую их интересам, индивидуальным особенностям и имеющимся
возможностям деятельность; в воспитательном процессе опираются на
событийный ряд, выстроенный на культурно-исторических традициях
русского общества и его современном развитии; создают ситуацию успе-
ха в процессе психолого-педагогического сопровождения событий жизни
кадета; в организации педагогического процесса опираются на личностно-
ориентированный подход, который определяет изучение личности каждо-
го учащегося и позволяет каждому кадету проявить себя, выразить свою
творческую и иную индивидуальность.
Воспитывающая среда, в которую попадает ребенок, выступает веду-
щим фактором реализации его потребностей и запросов, является важ-
нейшим условием раскрытия его сущности как человека.
Формирование воспитывающей среды происходит поэтапно и направ-
лено на усиление воспитательного, ценностно-ориентированного воздейс-
твия на ребенка, на развитие социальности кадета (то есть на адаптацию
ребенка к окружающей среде, сохранение его автономности в этой среде
и проявление социальной активности). В Екатеринбургском кадетском
корпусе создана такая педагогическая атмосфера, в которой проявляется
оптимальное сочетание взаимоотношений ребенка со средой, побуждаю-
щей его быть самостоятельным, активным, проявлять устойчивость своих
взглядов в сочетании с гибкостью своей позиции, определяемой складыва-
ющимися обстоятельствами и возникающими условиями. Таким системо-
образующим компонентом выступают события детской жизни.
Событие – это то обстоятельство или совокупность обстоятельств, ко-
торые определенным образом воспринимаются человеком, во время кото-
рых формируется эмоциональное отношение к происходящему, проявля-
ющееся в определенном поведении или деятельности.
В нашем учебном заведении все события можно разделить на группы:
традиционные события (посвящение в кадеты, выпуск из кадетского кор-
пуса, вручение знаков отличия, открытие и закрытие интеллектуального
марафона, смотр художественной самодеятельности, смотр строя и песни,
187