Page 188 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 188
дится к проведению ряда праздников или других аналогичных мероприя-
тий.
Изменение воспитательной парадигмы было отражено в базовых нор-
мативных документах, главным из которых является ФГОС. Он направлен
на преодоление негативных проявлений в воспитательном пространстве
образовательных учреждений, на создание условий для стабилизации вос-
питательной деятельности, повышения её эффективности.
Ярким примером заведений, в которых происходит усиление воспи-
тательной функции, становятся кадетские школы, кадетские интернаты,
кадетские классы и т.д. Деятельность таких учреждений должна удовлет-
ворять потребность учащихся в новых для них отношениях, отражающих
специфику отношений военных организаций. При этом формируется но-
вый тип воспитывающей среды, сочетающей в себе признаки традицион-
ных школьных отношений и отношений военных. Воспитывающая среда,
как известно, оказывает существенное влияние на социальное воспитание
школьников и на формирование личности воспитанников. При этом в ис-
следованиях по проблемам организации и содержания воспитывающей
среды всегда подчеркивается специфичность процесса ее формирования
для каждого типа образовательных учреждений.
Военизированная составляющая – неотъемлемая часть кадетского об-
разования, определяющая уклад кадетской жизни и включающая ряд орга-
низационных механизмов:
• первый блок отражает внутренний порядок в кадетском корпусе – ро-
левые позиции, права и обязанности ее участников и нормы их взаимоот-
ношений; институт младших командиров; кадетскую и корпусную симво-
лику; распорядок кадетской жизни;
• вторая часть определяет дисциплину в кадетском корпусе – само по-
нятие дисциплины; перечень поощрений и наказаний и механизмы их
применения;
• третий блок определяет обязательные корпусные мероприятия вое-
низированного характера – смотры, церемонии, ритуалы, а также порядок
участия кадет в общественных мероприятиях;
• четвертый блок – технология строевой подготовки.
Военизированная составляющая как организационный аспект нераз-
рывно связана с содержательным ценностно-смысловым наполнением
процесса воспитания, в этом и есть педагогический смысл и воспитываю-
щий потенциал кадетского уклада жизни.
Недостаточное научно-методическое обеспечение воспитательного
процесса в кадетских корпусах, отсутствие воспитательной теории, ори-
ентированной на специфику данного типа образовательных учреждений,
186