Page 114 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 114
Полезность проекта заключается в первую очередь в изменении роли
учителя: в ходе работы над проектом детям не даются готовые знания,
они добывают их самостоятельно, ставя перед собой определенные цель
и задачи. В качестве примера можно привести такие учебные проекты,
выполненные обучающимися и представленные на уроках химии, как
«Растворы», «Силикатная промышленность», «Природные источники уг-
леводородов», «Домашняя аптечка», «Полимеры в нашей жизни», «Пра-
вильное питание».
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать
что-то интересное и полезное в данный момент для него, самостоятель-
но, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это
деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигну-
того результат; это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задач,
когда результат этой деятельности – найденный способ решения пробле-
мы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и,
что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.11
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство,
позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем
решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в оп-
ределенной ситуации. Ученик, который сумел справиться с работой над
учебным проектом, приобретает не только хорошие предметные знания
по химии, но и умения самостоятельно конструировать свои знания, ори-
ентироваться в информационном пространстве, умение анализировать
полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, прини-
мать решения. Такой ученик в настоящей взрослой жизни окажется более
приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориен-
тироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными
людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям. Он приобретает
большой круг компетентностей, а также наиболее подготовлен к жизни в
современном обществе.
Второе направление – вовлечение обучающихся во внеурочные ме-
роприятия естественнонаучной направленности. Как правило, такие ме-
роприятия организуются нами совместно с детьми во время ежегодного
декадника естественных наук, в рамках которого проводятся различные
конкурсы, познавательные игры, турниры. Такие формы внеурочной де-
ятельности несут большую познавательную информацию, связанную с
предметом химия: о жизнедеятельности ученых (брейн-ринг «Феномен
11 Пахомова Н. Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. – 200. – № 4. – С. 52–55.
112