Page 111 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 111
блемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости
и незаменимости.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современ-
ной российской школе является формирование патриотизма и культуры
межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в со-
циально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только
на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь
укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее
могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных
ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и вос-
питания школьников. Однако социальное пространство для развития
патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь
выполняют семья и другие социальные институты общества: средства мас-
совой информации, общественные организации, учреждения культуры и
спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, право-
охранительные органы, военные организации, учреждения социальной
защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные,
диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам
в процессе воспитания учащихся.
Химия – один из важнейших школьных предметов, позволяющих обу-
чающимся понять окружающий мир, формирующих экологическую куль-
туру, воспитывающих чувство гордости за достижения отечественной на-
уки. Так в Фундаментальном ядре содержания общего образования (2011)
говорится, что школьный курс химии необходим для формирования в
сознании обучающихся химической картины мира, а химическое образо-
вание необходимо для создания у школьника отчетливых представлений
о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продо-
вольственных, медицинских проблем человечества.9 С этой точки зрения
можно констатировать, что образованный в области химии человек может
нести ответственность за состояние экологических, сырьевых, энергети-
ческих, продовольственных ресурсов страны, то есть быть ответственным
гражданином.
Обратим внимание на то, что в последние годы обнаруживается сниже-
ние интереса школьников к изучению предмета химии, поэтому учителю
необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радост-
ным и творческим процесс познания? Представляется, что ответы на эти
вопросы содержатся в организации системы внеурочной деятельности,
9 Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011. –
С. 46, 47.
109