Page 112 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 112
позволяющей развить интерес обучающихся к предмету. Именно в этом
нам видится проектирование собственной педагогической деятельности,
выраженное в создании эффективной модели внеурочной деятельности
обучающихся, результатом реализации которой будет формирование клю-
чевых компетентностей и социально значимых качеств личности школь-
ника. Основные педагогические задачи, решаемые в ходе проектирования:
1) формирование востребованных современным обществом качеств лич-
ности (самостоятельность, организованность, самоанализ, потребность
в постоянном самообразовании и самосовершенствовании); 2) помощь
обучающимся в процессе самореализации; 3) вовлечение обучающихся в
деятельность, способствующую формированию чувства гражданской от-
ветственности.
В разработанную модель внеурочной деятельности нами включены два
основных направления: организация проектной деятельности обучаю-
щихся и вовлечение обучающихся во внеурочные мероприятия естествен-
нонаучной направленности.
Первое направление – организация проектной деятельности. Проек-
тная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая
деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и
способы, направленные на достижение общего результата. Непременные
условия проектной деятельности – наличие заранее выработанных пред-
ставлений о конечном продукте, этапов проектирования (выработка кон-
цепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных
ресурсов, создание плана, программы организации деятельности по реа-
лизации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление.
Использование метода проектов во внеурочной деятельности по химии
повышает познавательную активность школьников, способствует получе-
нию более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Подоб-
ная модель организации познавательной деятельности называется «обуче-
нием через открытие». Работа над проектами даёт учащимся возможность
проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности. Ощу-
щение успешности в проектной работе, в свою очередь, положительно
влияет на результаты учебной деятельности.10 Я всегда ориентирую ребят
на то, что материал проекта можно использовать для проведения внеклас-
сных мероприятий или занимательного урока.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкива-
емся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Пробле-
ма проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее реше-
10 См.: Котикова И. В. О развитии познавательной активности учащихся // Химия в
школе. – 2010. – № 3. – С. 77–79.
110