Page 109 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 109

на совместных встречах (они могут проходить в форме «круглого стола»).
В результате коллективного чтения, обсуждения участники проекта ана-
лизируют информацию, находят причинно-следственные связи, предпо-
лагают возможный ход тех или иных исторических событий, составляют
внешнее описание каких-либо предметов (военная форма, знаки отличия,
знамена и др.).

    Третий этап – конструкторско-технологический (работа по созданию
экспонатов и общей экспозиции). Изучив необходимую информацию,
дети выполняют творческую работу (эскиз, рисунок, макет, модель и т.п.).
К примеру, реализуя проект «Лейб-гвардии Преображенский полк» (1812
год), группы практического изготовления (технические и технологические
группы детей и взрослых) сделали макеты вооружения и формы солдат
полка.

    Четвертый этап – презентационно-экскурсионный (предъявление ре-
зультатов деятельности). Примером такой работы может служить откры-
тие Музея проживания в школе 28 апреля 2012 г. под общим названием
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...».

    История Бородинской битвы во время Отечественной войны 1812 г.
в музейной экспозиции была представлена в картах военных действий, в
репродукциях портретов ведущих военачальников с русской и французс-
кой стороны, созданных художниками XIX в., картах основных мест сра-
жения, реконструкцией одежды русских солдат Преображенского полка и
французских солдат 46-го и 61-го пехотных полков, макетах вооружения
(ружья, тесаки, пушка и др.). Всю подготовительную, исследовательскую
и практическую работу обучающиеся провели совместно с учителями и
родителями. Каждый экспонат сопровождался исследовательской работой
обучающихся, каждую работу дети публично защищали во время экскур-
сионных обозрений. По окончании презентации каждый желающий имел
возможность примерить на себя элементы формы солдат, вооружение и
части солдатской амуниции рядовых русской или французской армий. В
завершение мероприятия на школьном дворе были произведены три залпа
из макетов пушки и ружей.

    Пятый этап – рефлексивный (подведение итогов работы, самооценка
участников, оценка педагогов и т.д.). В помощь учащимся предлагается
рефлексивная карта, на основании которой участники проекта выража-
ют свое отношение к результатам работы на каждом из пяти этапов: что
понравилось, что не понравилось, какие проблемы приходилось решать.
Образец карты выглядит следующим образом:

                                           107
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114