Page 108 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 108

которая должна завершиться вполне реальным, практическим результа-
том, оформленным тем или иным образом.

    Предварительная работа с обучающимися по созданию «экспонатов»
музея организуется по принципам деятельности, связанной с проек-
тно-исследовательской работой в школе. Проекты могут иметь разный
масштаб – от класса до всей школы, разную продолжительность – от урока
до учебного года. Желающие могут работать коллективно и индивидуаль-
но. К выполнению проектов могут быть привлечены и родители. При этом
у детей повышается мотивация к самосовершенствованию, развиваются
творческие, личностные качества, развиваются навыки работы в команде
(планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль
и т. д.), умение находить множество способов решения проблем и навыков
публичных выступлений в роли экскурсовода.

    Тема проекта предлагается педагогом или выбирается детьми. Так в
2012 г. в школе № 108 г. Трёхгорного был реализован проект «Лейб-гвардии
Преображенский полк 1812 года».

    Работа по созданию экспозиции Музея проживания проводится в не-
сколько этапов.

    Первый этап – организационно-подготовительный (определение ин-
дивидуальных исполнителей или формирование групп, которые будут
решать конкретные задачи). Участники проектов делятся на группы по
интересам: группа сбора информации в Интернете, группа сбора инфор-
мации в печатной литературе (журналы, книги и др.), группа переписки с
военно-историческими клубами, группа проектировщиков, группа конс-
трукторов, группы по практическому исполнению макетов вооружения и
изготовления формы и т. д.

    Учитель не только организует работу обучающихся в отдельных груп-
пах, но и координирует совместную работу детей, родителей и учителей-
помощников. Здесь важную роль играет разработка заданий для каждой из
групп. Технология, используемая при этом учителем-организатором, – это
технология критического мышления (вызов, осмысление, размышление).

    Второй этап – информационный (работа с текстами и информацией).
Для того, чтобы создать собственный творческий продукт, необходима ра-
бота с информацией (историческими документами, книгами, печатными
изданиями, фотоматериалами и др.).8 Для более глубокого осмысления и
«проживания» эпохи вся полученная информация по проектам перераба-
тывается участниками проекта как индивидуально, так и коллективно –

8 См.: Бегунова А. И. От кольчуги до мундира: кн. для учащихся. – М.: просвещение,
1993. – 160 с.; Глинка В. М. Русский военный костюм XVIII – начала XX века. Альбом. –
Л.: Художник РСФСР, 1988. – 239 с.; Журналы: «Военно-исторический журнал». 1992–
1993 гг.; «Сержант». 2000–2007 гг.; «Орел». 1992–2002 гг.

                                           106
   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113