Page 107 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 107
нии нами апробирована такая форма работы, как Музей проживания. Му-
зей носит такое название потому, что каждый экспонат музея не просто
создается руками учащихся в сотрудничестве с родителями и учителями, а
сопровождается глубоким, всесторонним изучением предмета-прообраза:
почему и как появился, какую историю имел, как выглядит, кому прина-
длежит? Создание каждого такого экспоната сопровождается серьезной
работой детей с информационными источниками, встречами со специа-
листами в данной области знания и интересными людьми, виртуальным
посещением музеев, работой на мастер-классах и многим другим. Целью
данного музея мы определяем формирование исторической памяти и пре-
емственности поколений на основе углубленного изучения истории Рос-
сии.
С педагогической точки зрения нам важно, чтобы дети не просто ус-
ваивали сумму знаний, а могли эти знания преумножать, использовать в
конкретной деятельности, то есть приобретать опыт познания и преобра-
зования окружающего мира. Для того чтобы это произошло, мы обраща-
емся к методу проектов, основоположником которого считают американ-
ского педагога Джона Дьюи. Именно данный метод, с нашей точки зрения,
целесообразен и эффективен в работе со школьниками всех возрастов,
является личностно-ориентированным, обучающим взаимодействию в
группе и групповой деятельности, развивающим умения самовыражения,
самопрезентации и рефлексии, формирующим навыки самостоятельности
в мыслительной, практической и волевой сферах, воспитывающим ответс-
твенность, инициативность и творчество, интегрирующим знания, умения
и навыки из разных дисциплин. Реализуя проект «Музей проживания», мы
ставим перед собой следующие задачи: 1) сформировать у детей необхо-
димую систему знаний, умений и навыков в проектной деятельности; 2)
развить способности обучающихся к самообучению, самообразованию; 3)
научить школьников преобразовывать информацию в реальный творчес-
кий продукт.
Деятельность по созданию музея начинается с поэтапного и посте-
пенного введения понятий: «музей», «экспонат», «экскурсовод», «экскур-
сия», «экспозиция»; осмысление термина «проживание». Делается акцент
на вопросах: «Зачем люди создают музеи?» и «Что такое «Музей прожи-
вания»? На этом этапе дети должны понять, что могут воссоздать образ
определенной исторической эпохи своими собственными руками, то есть
Музей проживания – это музей-мастерская, в которой изготавливаются
предметы, имеющие непосредственное отношение к текстовым материа-
лам, которые изучают сами обучающиеся. Музей – это один из способов
достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,
105