Page 72 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание
P. 72
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Вернёмся вновь к нашему дому. Под образáми за общим столом
сидел глава семьи. Все сидели на лавках за одним столом и ели из
одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные.
А что было главным в крестьянской избе? Конечно, печь –
кормилица. О ней тоже много можно рассказывать, но можно и
вспомнить пословицы о ней. Я начну, а вы продолжите.
– Не красна изба углами, а ... (красна пирогами).
– Хочешь есть калачи, ... (не сиди на печи).
– Где любовь да согласие, ... (там и двор красен).
Угол перед печью – кухонный или кутный. Его хозяйкой была
женщина. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлеж-
ности. Заходить сюда посторонним считалось неприличным.
А где в избе находились дети? Если в доме был малыш, для
него подвешивали люльку, дети постарше спали на полатях или
на печке.
Но недаром говорят: «Красна весна цветами, а дом делами. Ма-
ленькое дело лучше большого безделья». Под полатями находился
хозяйственный угол, где занимались ремеслом, хранили инстру-
менты.
Основной этап занятия
1) Индивидуальная работа
Запишите 2–3 правила, которые соблюдают все члены семьи в
вашем доме. Например, заботиться друг о друге; сохранять тради-
ции; жить дружно; уметь хорошо работать и отдыхать.
2) Работа в паре
Обсудите правила в паре, придите к общему мнению, какие
правила должны выполняться всеми членами семьи в дружно, лю-
бящей семье. Придите к общему мнению. Запишите свои правила
на «брёвнышки» дома.
3) Коллективная работа
Класс выслушивает правила, которые придумали ребята в груп-
пах, и если правила не повторяются и принимаются ребятами, то
из правил-«брёвнышек» склеивается общий дом.
Рефлексия
– Какие правила вам показались самыми важными, самыми
трудными для исполнения, самыми дорогими для вас? Чем похожи
крестьянская изба и ваш дом, в котором живёте вы, ваши близкие?
70