Page 78 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 78
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Естественнонаучные предметы (физика, биология, химия)
Искусство (изобразительное искусство; музыка)
Технология
Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности (физическая культура; основы безопасности
жизнедеятельности)
Изучение предметов «Русский язык» и «Родной язык» способствует
воспитанию позитивного отношения к русскому языку как государственному и
родным языкам как носителям историко-культурного контекста, как знаковым
системам, лежащим в основе человеческого общения; формированию
гражданской, этнической и социальной идентичности личности; развитию
способности учащихся к высокому коммуникативному общению, приобщению
их к литературному наследию мировой и отечественной культуры:
формированию навыков критического анализа прочитанного текста и
услышанной информации.
Темы гражданско-патриотической направленности:
«Русский язык как официальный язык Российского государства»;
«Диалогическая форма речи (спор, беседа)»;
«Собственное мнение и его аргументация»;
«Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения».
Предметы «Литература» и «Родная литература» тесно связаны с
предметами «Русский язык» и «Родной язык» и являются одним из основных
источников обогащения речи учащихся, знакомства с подлинными
художественными ценностями мировой и отечественной литературы. На уроках
литературы в основной школе продолжается процесс формирования духовно
развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием,
развивается чувство патриотизма.
Темы гражданско-патриотической направленности:
«Устное народное творчество как отражение национальной
истории, народной мудрости и нравственных представлений
народа»;
«Слово о полку Игореве» величайший памятник литературы
Древней Руси»;
«Отражение темы подвижнического труда в «Житии Сергия
Радонежского»;
«Гражданская поэзия Г.Р. Державина»;
«Народная мудрость в баснях В.А. Крылова»;
«Горе от ума» А.С. Грибоедова и проблема умного человека в
России»;
«Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина»;
«Тема Родины и историческая тема в творчестве М.Ю.
Лермонтова»;
77