Page 72 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 72
воспитания юного гражданина, формирования духовно-нравственных качеств,
основ культуры здоровья.
На второй ступени особое внимание необходимо уделить вовлечению
обучающихся в творческую деятельность по интересам и в социально-
проектную деятельность, участию обучающихся в управлении ОУ, развитию
детских общественных организаций и объединений.
На третьей ступени рекомендуется сделать акцент на участии
обучающихся в общественно значимой деятельности, на допрофессиональной
подготовке старшеклассников, ориентированной на осознанный выбор
профессии, необходимой в конкретном регионе и стране в целом.
Рассматривая патриотизм и гражданственность в качестве факторов
самоопределения личности, выделим в качестве основополагающих средств
самоопределения обучающихся урочную деятельность, участие в ученическом
самоуправлении, деятельности общественных объединений.
7.1. Гражданско-патриотическое воспитание
в системе урочной деятельности
Воспитание таких качеств личности, как патриотизм и
гражданственность, дело не одного дня. Это перманентный процесс,
начинающийся с приходом ребёнка в школу. Большая часть времени в
образовательном учреждении связана с урочной деятельность, в рамках которой
обучающиеся изучают обязательные предметы, которые являются важным
средством воспитания. По мнению доктора филологических наук
В.Ю. Троицкого, прежде всего это касается трёх столпов, русского языка,
российской истории и отечественной литературы.99 Вместе с тем все остальные
предметы школьной программы имеют огромный потенциал, позволяющий
решать проблемы гражданско-патриотического воспитания.
7.1.1. Начальное общее образование 100
В начальной школе ребёнок начинает систематическое изучение
отдельных предметов, расширяет поле взаимодействия с окружающим миром
(одноклассниками, более взрослыми учащимися, педагогами; представителями
других национальностей), учится работать с информацией, анализировать
художественные произведения, аргументировать собственную точку зрения,
участвовать в социальных акциях. Обучение на данной ступени является
фундаментом для всего последующего пути ребёнка, ориентиром в мире
природы, людей, вещей, отношений.
99 Круглов Ю. Г. Патриотизм в педагогике (размышления над книгой) // Педагогика.
2001. № 6. С. 4.
100 См.: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. 3-е
изд. М.: Просвещение, 2010. Ч. 1. 317 с.; Примерные программы по учебным
предметам. Начальная школа: в 2 ч. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. Ч. 1. 232 с.;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. М.: Просвещение, 2009.
71